О состоянии экологического образования в Нижегородском районе Нижнего Новгорода

О состоянии экологического образования в Нижегородском районе Нижнего Новгорода

Хабибуллина Л.А., Дом творчества детей и юношества Нижегородского РУО и МП
Джилинская А.Н., методкабинет Нижегородского РУО и МП, Нижний Новгород

На рубеже тысячелетий человечество столкнулось с проблемой
усугубления нищеты, голода, болезней и продолжающейся деградацией
экологических систем, от которых зависит наше благосостояние.
Единственный способ обеспечить себе более процветающее будущее - это
решение проблем окружающей среды и экологического развития в комплексе
и согласованным образом. Одним из средств осуществления стратегии
устойчивого развития является просвещение, подготовка кадров и
информирование населения.

Многие люди не понимают такой связи между деятельностью человека и
окружающей средой. Существует необходимость повысить восприимчивость
людей и степень их участия в поиске решений проблем развития и
сохранения окружающей среды. Просвещение может помочь людям в усвоении
таких экологических и этических ценностей и отношений, профессиональных
навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого
развития. Для совершенствования просвещения в целях устойчивого
развития следует стремиться к решению следующих задач:

  1. Обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов.
  2. Включить концепции развития и охраны природы во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы.
  3. Обеспечить вовлечение школьников в местные и региональные
    исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасности
    питьевой воды, санитарии, последствий использования природных ресурсов.

Следует работать со средствами массовой информации, театральными
группами для поощрения более активного участия населения в обсуждении
проблем окружающей среды.

При этом значительная роль в обеспечении устойчивого развития отводится детям и молодежи.

Во многих развивающихся странах дети составляют почти половину всего
населения. Как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах
дети больше всего страдают из-за деградации окружающей среды. Для
успешного достижения целей устойчивого развития, сформулированных в
документах конференции в Рио-де-Жанейро (Всемирный план действий -
Повестка дня на XXI век) на длительный срок, крайне важно, чтобы
молодежь играла активную роль в защите окружающей среды. При принятии
решений, выполнение которых может повлиять на состояние окружающей
среды правительствам, следует консультироваться с молодежью и давать ей
возможность участвовать в принятии таких решений. Программы развития
должны гарантировать молодежи безопасное будущее и в том числе
благоприятную для здоровья окружающую среду". (Так сказано о значении
экологического образования в основном документе, принятом на
Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и
развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро).

Таким образом, необходимость углубления экологического образования и
воспитания продиктована логикой развития цивилизации и является
необходимым условием выживания человечества в XXI веке. Также
Организацией Объединенных Наций определены основные цели экологического
воспитания. Это научить детей любить Землю и воспитать в них "уважение
к природной среде, благодаря которой возможно такое многообразие
жизненных форм, к ее красоте и богатству, которые повышают качество
жизни человека".

Для достижения этих целей необходимо выполнение 3-х условий:

Во-первых, учитель должен сам любить Землю, т.е. быть экологом,
иначе он не справится с глобальностью задачи "готовить кадры для Земли".

Во-вторых, он должен любить детей, т.е. только в этом случае он
сможет терпеливо изо дня в день прививать детям навыки ответственного
экологически ориентированного поведения. В конвенции о правах ребенка в
статье 29 записано: "Образование ребенка должно быть направлено

  • на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • на воспитание уважения к окружающей природе".

В статье 15 признается право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Статья 13 гласит, что ребенок имеет право свободно выражать свое
мнение: это право включает свободу искать, получать и предавать
информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной,
письменной или печатной форме, в форме произведения искусства или с
помощью других средств по выбору ребенка.

В-третьих, педагог должен знать, как научить детей любить Землю и
уважать Природу. Необходима не просто разработка рекомендаций и
сценариев экологических мероприятий, но и повседневный, неустанный
поиск новых форм, методов и подходов к детям различного возраста,
склонностей и социальной ориентации.

Принципы экологического образования сформулированы на Международной
конференции по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1997
г.)

  1. Государственная ответственность за полномасштабную реализацию,
    организационную и материальную поддержку экологического образования.
  2. Приоритетность целей экологического образования в системе общего и специального образования.
  3. Единство и взаимосвязь
    • экологического образования;
    • просвещения;
    • информированности и общественной активности населения.
  4. Всеобщность экологического образования: обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения.
  5. Непрерывность экологического образования обусловлена:
    • постоянным усвоением разнообразных знаний, формирование устойчивых
      убеждений и интеллектуального роста в процессе развития личности;
    • необходимость постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого научно-технического роста личности;
    • необходимость адаптации к изменяющейся среде обитания.
  6. Комплексность (междисциплинарность) экологического образования,
    учитываемая в форме параллельного развития, как самостоятельных
    междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, так и
    рассмотрение экологических проблем в каждой науке.
  7. Практическое значение приобретаемых знаний в части реализации их в
    повседневной жизни, выработка соответствующих навыков и стереотипов
    природоохранного поведения.
  8. Регионализация получаемых знаний с учетом местных природоохранных, производственных и социальных особенностей.
  9. Социальность экологических знаний, затрагивающая среду личного поведения, ответственность нынешнего поколения перед будущими.

Экологическое образование в России, в целом, не смогло выйти на
уровень, достигнутый большинством стран-участниц Международной
программы по образованию в области охраны окружающей среды 1975-1985
гг. и продолжает отставать от международных требований в этой области.
Согласно мнению Н.Ф. Церцек - ведущего специалиста Госкомитета РФ по
охране окружающей среды, - "современное состояние экологического
образования, сложившегося в нашей стране, таково, что говорить об
эффективности экологического образования при всех разнообразных и
больших усилиях не приходится. Продолжается на деле, а не на словах
недооценка значения экологического образования в обеспечении
сбалансированного развития природы и человечества и, как следствие,
отсутствие должной государственной поддержки, необходимого
финансирования инициатив по его становлению и развитию".
Закон об экологической безопасности Нижегородской области, принятый
Законодательным собранием 10.09.1996, содержит статью 8 "Экологическое
образование, воспитание и пропаганда", в которой говорится:

  1. В Нижегородской области экологическое образование в образовательных учреждениях всех уровней является обязательным.
  2. Экологическое образование в обязательном порядке сочетается с
    экологическим воспитанием, направленным на формирование экологической
    культуры личности.

Экологическое сознание является важнейшим компонентом общей культуры
человека. Воспитание же культуры не может быть результатом только
образовательных усилий, а требует создания особой "экологизированной"
среды. Смотр педколлективов призван способствовать созданию такой
среды. Можно выделить три этапа городского смотра по экологическому
образованию и воспитанию:

1 этап. 1994-1996.
2 этап. 1996-1998.
3 этап. 1998-2000.

Проследим поэтапно развитие смотра в школах Нижегородского района.
Первый этап включал в себя конкурс сочинений и рисунков, смотр на
лучшую школьную территорию, 1 городскую олимпиаду школьников. В
конкурсе экологических сочинений участвовали школы № 13, 22, 30, 38,
103. Работы учащихся школ № 13 и № 30 были отмечены дипломами первой
степени. На конкурс рисунков были представлены работы школ № 22, 30,
38, 103. Все работы получили поощрительные дипломы. В городской
экологической олимпиаде приняли участие школы № 1, 14, 33, 35, 103 и
клуба "Зеленый парус". В теоретическом туре 1 и 2 место заняли ученики
школы № 103, и практическом - 3 место у клуба "Зеленый парус". По
итогам 1 этапа Нижегородский район лидировал.

Второй этап характеризуется увеличением престижа экологической
работы в школах. Мероприятия смотра усложняются, к ним добавляется
конкурс экологических сказок и конкурс новогодних елочных букетов. В
конкурсе рисунков участвовали школы № 7, 8, 13, 22, 33, 38, 113,
изостудия ДТДЮ. Дипломы первой степени получили работы детей изостудии
ДТДЮ и школы № 8, диплом второй степени у школы № 22, поощрительными
дипломами были отмечены школы № 33, 113. В конкурсе сочинений ученики
школы № 8 получили два диплома: третьей степени и поощрительный. В
конкурсе экологических сказок дипломы второй и третьей степени
завоевывают дети из школы № 38, поощрительные дипломы у детей из школ №
33 и № 42. В экологических олимпиадах участвуют школы № 1, 3, 8, 14,
22, 33, 35, 38, 103 и клубы им. Алеши Пешкова и "Зеленый парус". В
теоретическом туре у команды клуба "Зеленый парус" - 1, 2, 3 и 5 места;
у школы № 38 -2 и 10 места; у школы № 103 - 5, 8, 10 места; 5, 6 места
у школы № 33, 8- у школы № 8. В практическом туре лидировали клуб
"Зеленый парус", школы № 8, 103. В компьютерной эколого-экономической
игре "Мировое рыболовство" первые места занимают школы №38 и 42. 22
апреля 1997 года впервые в Нижнем Новгороде по Большой Покровской улице
прошла акция-шествие, посвященная международному празднику "Марш
природных парков", а в мае 1998 года по инициативе детей из клуба
"Зеленый парус" состоялась акция-конкурс плакатов в защиту первоцветов,
в которых Нижегородский район принял самое активное участие. По итогам
смотра Нижегородский район занимает в 1997 году - 2, а в 1998 году - 1
место.

Третий этап смотра - это выход на новый качественный уровень,
участие в Российских конкурсных экологических программах. Среди
номинаций смотра - акции "Новогодний букет", Марш природных парков,
Первоцветы, Единые дни действий в защиту малых рек. Ежегодно проходит
конкурс экологических стенгазет и слет зеленых юнкоров. Все эти
мероприятия создают среду для развития детского экологического
движения. В 1999 году в различных номинациях смотра участвовали
следующие школы: № 1, 3, 8, 13, 14, 30, 33, 38, 103, 113; клубы - им.
Маслякова, им. Алеши Пешкова, "Зеленый парус". В теоретическом туре
городской экологической олимпиады первое место занимает школа №8,
второе и третье - клуб "Зеленый парус", в практическом туре "Зеленый
парус" на первом месте. В конкурсе экологических сказок участвуют школы
№ 8, 13, 14 и получают поощрительные дипломы. Участниками конкурса
стенгазет становятся школы № 13, 22, 35, 42, 113; конкурса рисунков -
школы № 8, 13, 22, 33, клубы им. Алеши Пешкова. им. Маслякова, "Зеленый
парус", в конференции "В 21 век с надеждой и оптимизмом" - школы № 1,
8, 30, 33, 35, 103, клубы: им. Алеши Пешкова, "Зеленый парус".

Как видно из приведенных цифр, наблюдается некоторый спад активности
школ, несмотря на это на третьем этапе смотра наблюдается качественный
скачок. Проект клуба "Зеленый парус" становится победителем российского
конкурса экологических проектов "Вода на Земле", "Зеленый парус"
становится также участником Российской олимпиады (7 и 10 место) и
лауреатом конкурса исследовательских работ им. Вернадского. Газета
"Зеленый парус" занимает высшую ступень в конкурсе журналистов
"Экология России" в номинации лучшее детское экологическое издание.
Формируются экологические центры в лицее № 8, школах № 33 и 35. Успешно
работают кружки "Следопыт" (клуб им. Алеши Пешкова) и цветоводства
(школа№42), практически во всех школах функционируют экологические
факультативы и спецкурсы по экологии и биологии, регулярно проводятся
мероприятия экологического досуга. Тем не менее, несмотря на кажущееся
благополучие, дополнительным экологических образованием в районе
охвачены только 5% школьников. Таким образом, в школах Нижегородского
района, как и в школах Нижнего Новгорода, к сожалению, принцип
всеобщности и непрерывности экологического воспитания не соблюдается.
Ситуация усугубляется тем, что экология не является базовым предметом
и, следовательно большинство выпускников средних школ не получают
элементарные экологические знания, понятия и навыки, необходимые для
формирования экологического мировоззрения и культуры.