Школьная экологическая кафедра

Школьная экологическая кафедра

Макушина Екатерина
Николаевна, учитель экологии
и географии, с.ш. № 71,
г. Пермь

В настоящее время в российском образовании, как и в обществе,
сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, слово "экология" в
короткие сроки стало одним из самых популярных, отражая нужду и
проблемы времени, с другой же стороны, уменьшается количество и
возможности экологических структур (яркий пример - расформирование
Государственного Комитета по охране природы), а предмет экологии в
образовательный стандарт не включен. Таким образом, экологическое
образование в школах является, к сожалению, дополнительным. Данная
ситуация, как показывает опыт, влияет на разное восприятие новой
области образования среди школьников, родителей, учителей,
администрации школ, чиновников отделов образования: от непонимания и
раздражения от дополнительной нагрузки до активного участия в процессе.
Поэтому, осознавая актуальность задачи, считаем необходимым широкое
сотрудничество на данном поприще.

Как вариант объединения усилий учителей-единомышленников
представляем вам школьную экологическую кафедру, организованную в нашей
школе с 1998 года. Кафедра является одним из основных звеньев
экспериментальной работы школы, разработавшей собственную концепцию
устойчивого развития (кроме экологической кафедры, в школе действуют
экономическая кафедра и кафедра воспитания). Цель
опытно-экспериментальной деятельности - создание в
учебно-воспитательном процессе условий для развития активной
инициативной способной к самореализации в современных условиях
личности. Так как успешность личности зависит от ее возможностей
выстраивания отношений с окружающем миром, экологическая кафедра
определила следующую цель - создание условий для развития инициативы
как одного из компонентов экологической культуры школьников.

В организации экспериментальной работы школы принимают участие преподаватели пермских вузов на правах научных консультантов.

Экологическое образование в нашей школе традиционно благодаря
природному окружению (пришкольный парк, близость соснового бора, луга,
речки), а также размещению на территории Кировского поселка (т.е. семьи
большинства учащихся имеют приусадебные хозяйства).

Перечисленное выше является предпосылками для реализации расширенной
программы экологического воспитания и образования в школе,
разработанной преподавателями кафедры, охватывающей учебную,
внеклассную и внешкольную деятельность школьников с 1 по 11 класс

Экологическое направление реализуется в школе по четырем блокам:
теоретическому, исследовательскому, практическому и эстетическому.

Теоретический блок предусматривает экологизацию ряда предметов
(природоведение, естествознание, география, химия, литература, ИЗО,
труд), разработку и апробирование факультативных и учебных курсов
экологической тематики. Цель этого блока - образование основам
экологических знаний и ценностных ориентаций школьников.

Целью исследовательского блока является создание условий для
приобретения навыков квазиисследовательской работы экологической
тематики, развитие творческих способностей, инициативы. Основная
деятельность этого блока реализуется в следующих объединениях: кружок
"Юный гидролог", экологический клуб "Колибри", Туристско-краеведческий
кружок по экологии родного края.

Практический блок позволяет реализовать природоохранную и творческую
деятельность школьников (трудовые рейды в пришкольном парке, очистка
малой речки на территории поселка, проведения акций по охране
новогодних елок, первоцветов и против замусоривания, сбор макулатуры,
изготовление и развешивание гнездовий и кормушек, проведение
тематических дней, организация школьной экологической тропы и т.д.)
Аспектами практического направления стала также туристско-краеведческая
работа с детьми, семейные экологические праздники, организация уроков
старшеклассников (по экологическим тематикам) для малышей, озеленение
школы. Инициатором этого направления стал клуб "Колибри"

Эстетическое направление реализуется в авторском факультативе для
начальной школы Галяминой М.А. "Речевая культура на природоведческом
материале", системе выставок на тему "Природа вокруг нас", знакомство с
эстетическим аспектом дизайна на уроках труда. Цель блока - создание
условий для воспитания субъективного отношения детей к миру природы,
формирование умения видеть красоту окружающей природы.

Осваивая внеучебную нишу экологического воспитания, кафедра имеет
опыт организации экологических отрядов во время каникул разной
направленности (исследовательской, трудовой, краеведческой).

Перспективным направлением, отражающем интерес школьников, считаем
развитие детского экологического движения в школе в форме работы клуба
и кружков. Сотрудничаем с зарождающемся детским экологическим движением
района "Экопульс".

Одной из важных задач, реализуемой в результате образования кафедры,
является возможность методической и исследовательской работы учителей,
направленной на формирование экологической культуры школьников.

Результатом работы школы и экологической кафедры считаем активизацию
научно-исследовательской деятельности школьников, их участие в
конференциях и различных конкурсах, публикациях статей о нашей работе

Систематическая работа по экологическому образованию и воспитанию
школьников, позволила школе стать опорной по экологическому образованию
в Кировском районе г. Перми с 1998 года

Одним из важных этапов работы кафедры была экспертная проверка в
апреле 2000 г, которая дала положительный отзыв и продлила
экспериментальную работу на два года.