Об опыте работы нижегородской малой лесной академии

Об опыте работы нижегородской малой лесной академии

Ибрагимов А. К.,
Иващенко Н. Н.,
Абрашнева Е. М.
Нижегородская сельскохозяйственная академия,
Нижегородский учебно-опытный центр юных натуралистов

На международном конгрессе ООН по устойчивому развитию планеты
(Рио-де-Жанейро, 1992) лесоводство признано одной из ведущих профессий,
ибо лесовод вмешивается в своей профессиональной деятельности в вековые
природные циклы огромных регионов. И от того, насколько грамотно
ведется лесное хозяйство, зависит экологическое благополучие всей
биосферы. Другим важнейшим тезисом, определяющим профессиональные
обязанности лесовода в формировании мирового экологического
благополучия, является его определяющая роль в экологическом
просвещении, ибо леса на Земле помимо осуществления своей глобальной
роли в стабилизации экоклимата, являются также важнейшим рекреационным
ресурсом, и посещаются отдыхающими независимо от их функционального
назначения (средозащитного, рекреационного,
хозяйственно-эксплуатационного). Исследования показывают, что одними из
самых притягательных для отдыха являются леса водоохранной зоны,
рекреационное лесопользование в которой резко снижает их защитные
свойства. И во многом деградация лесной растительности в мировых
масштабах зависит от нерегламентированного поведения экологически не
подготовленных людей в лесу. И именно экологическое просвещение
является самым важнейшим природоохранительным мероприятием, поскольку
без воспитания природосообразной (энвайроменталистской) стратегии
поведения у будущих граждан (и тем более - организаторов и
руководителей производства) не приходится надеяться на формирование
ноосферных принципов общения человечества с природой.

Руководствуясь подобными обстоятельствами авторы настоящего
сообщения выступили инициаторами создания Нижегородской малой лесной
академии на базе лесохозяйственного факультета НГСХА и Нижегородского
областного учебно-опытного центра юных натуралистов (УОЦЮН) при
непосредственной поддержке Областного управления лесами и Областного
департамента образования.

Основными формами деятельности малой лесной академии является
проведение очных и заочных занятий с контингентом учащихся средних школ
города и области, проведение учебных экскурсий в природу, организация
летних экологических лагерей (как самой важной части всей
учебно-просветительской деятельности), организация самостоятельной
работы учащихся над учебно-исследовательскими проектами, проведение
учебных семинаров со школьными учителями и руководителями школьных
лесничеств, подготовка для них учебно-методических руководств по
современным проблемам экологии, в которых в настоящее время
испытывается крайний дефицит.

Проведение учебных занятий (очных и заочных) в осенне-зимнее время
полностью связано с работой, выполняемой в летних экологических
лагерях. Проводится теоретическая (и практическая) подготовка к
осуществлению летних учебно-исследовательских проектов, обрабатываются
материалы летних полевых исследований (с широким привлечением
компьютерной базы юношеского экологического клуба "Зеленый Парус"). По
материалам экологических наблюдений в природе учащиеся приобщаются к
экожурналистике, описывая в публицистической форме встреченные
экологические нарушения, а также - уникальные природные явления.

Особое внимание мы уделяем подготовке контрольных заданий, в которых
помимо общих и частных эколого-биологических вопросов, формулируются
проблемные задачи, связанные с выявлением бытующего экологического
представления у учителей и работников лесного хозяйства на местах. И,
зачастую, мы получаем из различных местностей диаметрально
противоположные ответы на одну и ту же тему. Так например, на вопрос
"Какой лес является более ценным, естественный или искусственный?",
значительная часть ответов (составленных под руководством работников
лесного хозяйства) отдавала предпочтение искусственному лесу, поскольку
только лишь там "можно применять передовые технологии лесовыращивания и
селекционный отбор древесных пород", тогда как "естественное
лесовозобновление часто осуществляется малоценными породами". Школьные
учителя, помогавшие готовить ответы своим подопечным, наоборот,
абсолютный приоритет отдавали исключительно "нетронутой дикой природе",
несмотря на все современные достижения лесной селекции и
лесокультурного дела и ограниченные возможности естественного
лесовозобновления в экологически агрессивной антропогенной среде. И в
том, и в другом случаях ярко проявляется однобокость экологического
подхода, ибо представление о хозяйственной малоценности вовсе не
совпадает с истинной экологической ценностью различных
лесообразователей, а искусственное лесовыращивание может оказаться
единственно возможным в условиях антропогенного стресса (хотя конечно
же полночленные природные экосистемы являются эталонами "биологического
разнообразия" - фактора, обеспечивающего максимальную стабильность в
различных типах экосистем /Рио-де-Жанейро, 1992/). В связи с этим в
занятиях со школьниками четко утверждается представление о том, что
современный лесовод должен в своей деятельности руководствоваться
соединением принципов конструктивной и консервативной экологии.

На экскурсиях в летнем экологическом лагере в школьники из крупного
города и отдаленных таежных районов по-разному воспринимали одни и те
же лесные объекты, расположенные в окрестностях густонаселенной
турбазы. Для первых из них это были типичные леса, вторые - эти
антропогенные вытоптанные редколесья настоящими лесами не признавали.
При этом типичные лесные (таежные) жители интуитивно правильно
угадывали биологическую неполноценность подобных природно-антропогенных
сообществ (хотя не всё могли выразить словами), тогда как городские
школьники при определении леса руководствовались исключительно
преобладанием древесного яруса, не беря в расчет композиционного
включения в состав экосистемы нелесной растительности. На основании
подобных наблюдений основная направленность нашей учебно-теоретической
работы была сосредоточена на феномене "биоразнообразия", отличающем
природные экосистемы от антропогенных, лесные от нелесных. Данная
проблема оказывается достаточно сложной для школьного учителя. В
качестве наглядного примера отличия понятия биологического разнообразия
от простого разнообразия видов можно продемонстрировать следующее. На
границе леса и луга (лесной поляны) в одних и тех же почвенных условиях
можно вместе с учащимися пересчитать общее количество видов в составе
того и другого сообщества. При этом окажется, что на лугу всегда будет
больше видов. Возникает вопрос, где выше биоразнообразие - в лесу или
на лугу. Несмотря на большее количество видов на лугу, все луговые
растения можно обозначить одним словом "трава", к чему и сводится
практически все биоморфологическое разнообразие этого типа
растительности. В лесном типе растительности все разнообразие
растительного мира может быть представлено несколькими (до 5-10)
жизненными формами, образующими различные ярусы леса - различные этажи
для обитания различных экологических групп животных. А в целом здесь
формируется системное разнообразие многоразличных организмов,
характеризующееся системной биологической защитой. Подобное
демонстрируется на примере различных типов леса, где показывается как
уровень биологического разнообразия и защитности (устойчивости)
природных экосистем зависит от уровня ресурсной обеспеченности
местообитаний (увлажнения, почвенного плодородия, положения в рельефе).
Подобное обстоятельство оказывается очень важным и для формирования
искусственных (культурных) лесов, в которых необходимо обеспечить
надлежащий уровень биологической защиты за счет разнообразия древесных
пород хвойных и лиственных (листопадных - почвоулучшающих),
кустарников, цветущих и ягодоносных представителей
травяно-кустарничкового яруса (а также мхов,
грибов-микоризобразователей и т.п.).

В связи с изложенным выполняемые в летних экологических лагерях
учебно-исследовательские проекты оказываются направленными на выявление
уровня биологического разнообразия и эколого-ценотической
неполночленности конкретных сообществ в связи с антропогенным
разукомплектованием их естественной структуры. Работа проводится на
основании сравнительного анализа флористического состава ненарушенных и
антропогенно трансформированных экосистем (на разных стадиях). При этом
учащимся сообщается индикаторная ценность отдельных видов и их роль в
ходе восстановления растительного покрова (лесовосстановительном
процессе). Вопреки преобладающему традиционному мнению о малоценности
мелколиственных древесных пород (как сырьевых видов) демонстрируется их
основополагающая экологическая роль в условиях агрессивного
аэротехногенного воздействия, а также - выраженного почвоухудшения при
непрерывном выращивании хвойных монокультур. Методические подходы нами
опубликованы в соответствующих учебно-методических руководствах
(Кузнецова М.А., Ибрагимов А.К. и др. "Экологический практикум. Пособие
для учителя". - М.: Наука, 1994 /Программа "Обновление гуманитарного
образования в России"/ и Ибрагимов А.К., Хабибуллин Р.Д. и др.
"Экосистемы: антропогенный стресс, адаптация и стабилизация. Пособие
для системы внешкольного образования.- Н.Новгород: "Зеленый парус",
1998).

Работа малой лесной академии проходит в тесном контакте с системой
школьных лесничеств, члены которых параллельно являются и ее
слушателями. А участники проводимых летних экологических лагерей
отбираются из числа наиболее активных слушателей академии и победителей
областных конкурсов школьных лесничеств. Особое внимание уделяется
специфике работы пригородных школьных лесничеств, находящихся в зоне
интенсивного антропогенного воздействия. При этом основным видом
деятельности школьных лесничеств на пригородных территориях является
проведение мониторинга за дигрессивной динамикой лесных экосистем.
Основой для проведения этой мониторинговой работы могут служить
вышеуказанные опубликованные учебно-методические разработки. На
заседании Координационного Совета по школьным лесничествам признано
целесообразным основное внимание в их работе уделять расположенным по
соседству памятникам природы и другим особо охраняемым природным
территориям, а также - созданию "экологических троп" для активной
пропаганды природоохранительных знаний.

Нижегородское Поволжье является местом естественного схождения
практически всех природных зон страны (даже представители тундры и
пустыни нашли свое отражение в составе флоры и фауны края). На
основании комплексного обследования земель Нижегородской губернии
впервые было сформулировано всемирное учение о природных зонах
(Докучаев, 1899). В связи с изложенным, одной из основных целей в
работе малой лесной академии и школьных лесничеств является создание
репрезентативной сети учебных экологических троп (при конкретных
школьных лесничествах), отражающих основные природные зоны
Нижегородского края.

На выездном заседании Учебно-методического объединения по лесным
делам Министерства высшего образования РФ был одобрен опыт работы
Нижегородской малой лесной академии, который был признан достаточно
оригинальным и во многом не имеющим подобных подходов в других местах.