Новые методические подходы к экологическому образованию до школьников и младших школьников

Новые методические
подходы к экологическому образованию
до школьников и младших школьников.

Хорева Валентина Александровна,
педагог доп. образования
Починковского ЦДО

Слово "экология" не ассоциируется с милым лепетом и забавными
мордашками дошколят и первоклашек. Представив себе этих маленьких
человечков понимаешь, что речь должна идти не только об экологическом
образовании, но и об их образе жизни. Это самый благодатный "материал",
еще не уставший от разнообразных наук, воспринимающий все слова
взрослого без сомнения и самое главное-как норму жизни,

Родители, которые еще видят в собственных детях будущих гениев
России, являются наипервейшими помощниками в создании у их ребенка,
экологического мировоззрения, т.е. грамотной, осознанной любви к
природе.

Поэтому дети - родители - педагог это неразрывная цепочка образовательного процесс.

Говоря об экологическом образовании, как о воспитании нормы жизни,
подразделяется и особенность методики работы с младшим возрастом детей,
не забывая их родителей.

Как педагог дополнительного образования, я хочу предложить знакомую всем форму работы с детьми - кружок.

Каждое занятие кружка, независимо от формы проведения, включает в
себя огромное разнообразие методов и приемов, нацеленных на
возникновение и поддержания устойчивого интереса детей. В возрасте 6-7
лет окружающий мир для ребенка познается через все 5 его органы чувств,
на и строятся все занятия.

Итак ниже рассмотрим специфичность работы с этими детьми. Остановимся на главных аспектах - это чувства и игра.

Все понятия, которые я хочу ввести в сознание ребенка, с тем
условием, что оно закрепится там надолго, я пропускаю через его чувства
и играя с ним.

Представляю кусочек экскурсии в природу или что можно использовать во время занятия на воздухе.

Придя на место проведения занятия, дайте возможность детям вдохнуть
полной грудью воздух шелестящего леса, прижаться к шершавой коре
могучего дуба, побегать за яркими бабочками. В конце концов покажите
пример! Энергия детей кипит через край и ее нужно реализовать, поэтому
в начале занятий необходимо детям дать подвижные игры с простейшими
знаниями о природе и направленные на отождествлений себя с частью
окружающей их природы. Задания могут быть такими:

  • "Сколько твоих шагов уместится от этой березки до муравейника у
    осинки?" А сколько муравьиных шагов? Попробуйте передвигаться как
    муравей.
  • Каждый ребенок выбирает себе летающего друга - муху, бабочку,
    комара, жука и пр. "Чем сейчас занят твой друг? Попробуй догони! Кто
    быстрее?"

А могут быть такими, какими вы их нафантазируете, причем вместе с детьми

Вволю набегавшись дети готовы отдохнуть, здесь мы предлагаем им
новую игру сосредоточении внимания. Садимся, ложимся, стоим (в
зависимости погодных и сезонных условий) и слушаем (с закрытыми
глазами) звуки падающих шишек, листьев; бегущей сороконожки, поющей
птицы; разговора деревьев. Дети успокоились. Можно продолжать занятие.
Существует множество игр, которые через чувства и эмоции ребенка
осуществляется его экологич6неское образование. ("Выбери друга",
"Паутина жизни", "Совы и вороны" и др.)

В этом возрасте дети очень восприимчивы на эмоциональном уровне,
поэтому важно научить ребенка удивляться, восхищаться нежностью
первоцвета, красотой бабочки, пением лягушек, ароматом ольховой сережки
- вобщем каждой частичкой окружающей их природы. Эти и ценны занятия в
лесу, в поле, на лугу, на берегу реки и т.д. и т.п.

Занятия в помещении требует от педагога больше усилий для
воздействия на эмоциональную сторону ребенка. Т.е. это тщательная
подготовка дидактического материала. Можно воспользоваться таким
приемом - иметь в наборе карточки (альбомный лист) с наклеенными на них
цветными фотографиями животных, которые живут в нашей области, В нашем
районе. Опыт работы показал, что дети младшего возраста (дошколята и
первоклассники) очень плохо знают представителей животного мира,
живущие рядом с нами. (Деревья и травяные растения проще изучать на
экскурсиях и микро походах).

Пользоваться карточками можно в течение прохождения всей программы. Постепенно дети запоминают разнообразие окружающей их фауны.

Следующее, что активизирует внимание ребенка и направляет в нужное
Вам русло - это практические работы. Такие, как - изготовление
животных, растений, их "Домиков"; леса, озера и т.д. с помощью
различных материалов и в разной технике: мозаика (из кусочков бумаги,
ткани, газетных и ватных шариков, скорлупы яиц и т.д.), оригами, лепка
из глины, пластилина, поделки из природного материала.

Ни в коем случае нельзя забывать традиционное рисование, во время
которого детям можно поставить музыку русских, советских и зарубежных
композиторов, звуки живой природы (журчание ручья, голоса птиц, шум
прибоя и т.п.). Во время практических занятий можно сделать
(нарисовать) многоэтажный лесной дом, заселить его животными, запомнив
все ниши леса. Как показала практика, дети 6-7 лет способны осознанно
воспринимать понятие "экологическая природа". Ее можно построить из
самих детей, распределить роли. Они это воспринимают как новую игру.

Говоря о роли родителей, как об одной из основных в экологическом
образовании детей младшего возраста, хочется обратить внимание на
необходимость встречи с ними на начальном этапе работы. Объясните
взрослым людям значимость вашей программы и попросите помощи. В чем она
будет заключаться?

Во-первых, обязательное участие в праздниках, устраиваемых Вами для детей и родителей.

Во-вторых, выполнение домашних заданий вместе с детьми (Напр.: скатать газетные шарики дома).

В-третьих, что очень важно, подводной частью "айсберга"
экологического образования, т.е. невидимой стороной, но очень
действительной, является домашнее воспитание детей. Вот здесь то
родители и становятся главными участниками формирования экологического
образа жизни их ребенка, выполняя некоторые правила по отношению к себе
и природе.

Можно начать с малого:

  • При чистке зубов пользуйтесь водой из стакана, а не из крана.
  • Не бросайте фантики от конфет и другой мусор себе под ноги, даже
    если никто не видит - донесите его до ближайшей урны или даже дома.
  • Пусть ребенок сам это сделает, а не вы за него.
  • Относитесь с добром и лаской ко всем животным.
  • Не ломайте веток и не рвите цветы, если это вам не жизненно необходимо.
  • Будьте примером для ребенка.

В заключении хочется сказать, что каким не были новые из новейших
технологий экологического образования дошкольников и младших
школьников, основным и не заменимым правилом остается любовь к природе.
Образование без этого будет лишь бездушным набором знаний.