Экологическое рисование (из опыта работы методиста)

Экологическое рисование (из опыта работы методиста)

Давыдько Р. Б., Эколого-биологический центр, г. Дзержинск

Многие исследователи показывают, что наше младшее поколение
проявляет заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы и
истории, о которых они имеют достаточно глубокое знание, в других
случаях в их поведении проявляется безразличное отношения, а часто
просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания
подростков состава поручения в своем поведении в окружающей среде.

Воспитание любви и бережному отношению к природе важно начать с
младших классов (1х-3х). При этом большая роль отводится экологическому
рисованию.

Цель программы состоит в восстановлении утраченных связей с природой
у детей, посредством наблюдения в различные сезоны года за
искусственной природой в городе и дикой природой, растительным и
животным миром и воспроизведением наблюдений на рисунке с последующим
анализом экологической обстановки.

Помощниками в работе служат многочисленные детские книги о природе,
растениях и животных, а также легенды о родном крае, диафильмы и видео
фильмы.

Рисование с натуры и по представлению позволяет ученикам не только
обогатить опыт зрительных представлений о красоте родной природы, но и
помочь бережно относиться к ней.

Перед каждым занятием проводится пятиминутная игровая разминка,
которая представляет собой разгадку загадок и интересных загадочных
историй о растениях, животных и явлениях природы.

Изображения растений и животных с помощью карандаша и красок
представляют большую сложность для учащихся младших (1-3-х классов),
которой, сильно упрощая рисунок отдельного дерева или животного,
превращают его в карикатурное изображение. При этом часто непонятно,
какое дерево или животное нарисовано учащимся.

Автором предлагается простой и доступный способ рисования различных
объектов природы, где каждый ребенок довольно быстро научиться рисовать
различные виды растений и животных.

Способ основывается на знакомстве с законом симметрии в природе,
который показывает, что все окружающие нас природные тела находятся в
поле земного тяготения и неминуемо несут в себе следы его влияния.
Сказанное относится как к органическому миру, так и к геологическим
образованиям, камням, кристаллам и т.д. И камни, и растения, и животные
под влиянием силы земного тяготения приобретают внешние сходные черты.
Например: ветки сосны напоминают плывущие по небу облака (рис. 1).

Струя фонтана напоминает плакучую иву. Зоркие поэты умеют особенно
метко улавливают случай такого, казалось бы, необъяснимого сходства.

В стихах А.А. Фета ветви ивы картинно сравниваются с потоком падающей воды:

"Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зелёный водопад…"

Ф.И.Тютчев сравнивал фонтан с облаком:

"Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится".

В работе над рисованием сложных форм используются также шаблоны,
каждый из которых представляет собой неправильную фигуру, внутри
которой размещается рисунок растения или животного.

Рисование проводится в следующей последовательности (рис.2):

  • а) рисуется с помощью шаблона контур неправильной фигуры
  • б) используя образец рисунка, находятся точки соприкосновения рисунка с неправильной фигурой.
  • в) по точкам с помощью линий рисуется растения или животное.