Проблемы экологизации учебного процесса в школе

Проблемы экологизации учебного процесса в школе

Казакова И.И.
Центр здоровья и экологии школы № 46 пос. Смолино Володарского района.

Центр здоровья и экологии создан в нашей школе с 1998 года. Цель
работы центра: формирование личности с высокими нравственными
качествами, навыками здорового образа жизни и экологической культуры.
Основные направления деятельности центра реализуются в процессе
преподавания курсов естественно - научного цикла, через систему
классных часов в 5-11 классах по программам "обучения здоровому образу
жизни" и "окружающая среда и мировое сообщество", уроков здоровья в 1-3
классах; через систему различных практических занятий с учащимися и
педколлективом.

Известно, что здоровье человека немыслимо без возвращения нашей
природе чистоты. Поэтому большое внимание уделяется проблемам
экологизации учебного процесса. На мой взгляд, проблема воспитания
эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, воспитания
действенной любви к природе - стоит особенного остро. Хорошо
сформулировал эту проблему выдающийся философ нашего времени
А.Подводный: "задача воспитания мышления стоит в центре педагогической
науки нашей цивилизации; что же касается воспитания чувств, здесь
наблюдается явный провал" ("трактаты", 98 г.)

Работая в школе преподавателем географии, осознаю, на сколько трудно
воспитывать любовь к природе при изучении циклонов и лакколитов, ЭГП на
макро - и мезоуровне и мн. др. Учебная государственная программа
требует от детей и учителей только знаний. Времени на уроке для
"лирического отступления" фактически не остается. Ежегодное
тестирование требует больших усилий от учителя, чтобы его ученики
смогли запомнить колоссальный теоретический материал. Сформировалось ли
в душе ребенка чувство любви к окружающему миру при изучении терминов и
различных закономерностей, - проверяющих не интересует. Да и возможно
ли это определить тестом? Конечно, знания научные нужны. Но без чувства
любви ко всему живомуименно эти знания превратили значительную часть
территории страны (да и всей планеты!) В земли с острой экологической
ситуацией! Как остановить этот разрушительный процесс?

На мой взгляд, выход только один - надо искать каждому учителю
возможность уравновесить эти два наиболее важных процесса, воспитание
мышления и воспитание чувств. Только их равновесие поможет спасти
Природу и самих себя.

Что мы предлагаем.

Во-первых, обязательное введение в учебную программу предмета
экологии, но не в качестве дополнительной терминологии. Нам в школах
нужен новый предмет о Природе, в котором бы гармонично сочетались
научные знания и этика! На данном этапе мы предлагаем такие формы
уроков как интегрированные занятия.

Во-вторых, мы предлагаем находить учителям возможность на уроках
естественно - научного цикла для обсуждения экологических вопросов с
целью нахождения путей решения экологических проблем. Только в этом
случае у детей будет возникать не чувство страха, а чувство уверенности
в своих силах, желание изменить ситуацию.

В-третьих, мы предлагаем несколько изменить содержание заданий на
экологических олимпиадах. Мы думаем, что главная цель таких олимпиад -
поиск. Не просто эрудированных детей, а в первую очередь тех, у кого
достаточно развито экологическое мышление, необходимое для решения
экологических задач. Именно нестандартные варианты решений
экологических проблем явились бы ценным вкладом в дело развития России.
Поэтому мы предлагаем увеличить количество вопросов проблемного
характера.

Решая проблемы экологизации учебного процесса в нашей школе, мы
добились первых результатов. Создан центр здоровья и экологии, работает
клуб "Экос" в просветительском, научно-исследовательском и практическом
направлениях. Мы думаем, что настанет время и, не тестирование, но лишь
конкретные дела и поступки наших учеников, действенная любовь к природе
- покажут насколько эффективна наша работа.