Новые методические подходы

Новые методические подходы к экологическому образованию дошкольников и младших школьников.
Здоровьесберегающие технологии в экологическом образовании дошкольников и младших школьников

Орлов Е. В., к.п.н., школа № 35 г. Н. Новгорода

Н.Н. Моисеев, рассуждая о стратегии дальнейшего существования
человека на Земле, говорит следующее. "Человечество, конечно же, будет
продолжать вмешиваться в структуру процессов, протекающих в биосфере и
изменять их, приспосабливая к своим потребностям, но одновременно
необходимо изменять и самого себя, менять собственные потребности.
Другими словами, необходимо обеспечить состояние коэволюции человека и
биосферы, в рамках которого только и окажется возможным дальнейшее
существование человечества". Понятие коэволюции, как со-развития,
совместного, сонаправленного развития, определяет способ существования
человека в мире. Именно эта посылка легла в основу выбора как
педагогического подхода к формирования и развития личности, так и
технологии экологического образования.

Теория средового подхода в воспитании, разработанная д.п.н. Ю.С.
Мануйловым, предполагает, что определенная черта формирует определенные
черты личности. Но, исходя из положения коэволюционного подхода, верно
и обратное - определенный тип личности постепенно формирует вокруг себя
определенную среду. Все это теснейшим образом связано с целями
экологического образования (ЭО).

Понимая под целью ЭО личность, имеющую экологическую культуру, мы
понимаем и то, что только экологическая культура способствует
сохранению окружающей природной среды. Проводя аналогию с человеком,
можно сказать. Что деградирующая природная среда - есть среда больная.
Природная среда, находящаяся в состоянии устойчивого равновесия - среда
здоровая.

Из положений средового подхода нам известно, что личность
взаимодействует со средой через способы жизнедеятельности, совокупность
которых представляет собой образ жизни. Определенная среда формирует
определенный образ жизни, то есть умение пользоваться определенными
способами жизнедеятельности. Образ жизни влияет на формирование
определенных черт личности. И если мы характеризуем среду как здоровую
и нездоровую, то соответственно ей будут характеризоваться и образ
жизни и личность. Выделив главный способ здорового образа жизни -
сосуществование, можно представить следующую схему сосуществования
человека и природы.

Схема 1. Взаимодействие личности со средой

Здоровье включает не только физическую составляющую, но и духовную,
и психическую, социальную и интеллектуальную. Формируя здоровый образ
жизни, мы способствуем формированию здоровой личности. Здоровая
личность, в свою очередь, будет сохранять здоровой природу, или
оздоравливать ее. Отсюда можно сделать вывод, что в ЭО дошкольников и
младших школьников основным методическим подходом должно быть
применение здоровьесберегающих педагогических технологий.

Чем характеризуются такие технологии для дошкольного и младшего
школьного возраста? Прежде всего, работой с теми сферами личности,
формирование которых активно происходит в данном возрасте. Для
дошкольников это социоэмоциональная сфера. В этом возрасте становление
всех остальных сфер личности, включая и интеллектуальную, происходит
через развитие социоэмоциональной сферы. Это значит, что в данном
возрасте дети активно учатся созерцать природу, сосредотачивать
внимание на объектах природы, согласовывать свои цели и действия,
сотрудничать с человеком и природой, сообщаться (формируются
коммуникативные умения), сочувствовать другим людям и природе,
сопереживать всему живому.

Средствами формирования такого образа жизни будут являться
программы, дающие возможность детям обогатить свои чувства,
сформировать сенсорную культуру; позволяющие формировать навыки общения
как с другими людьми, так и с природными объектами. Выделим главные
характеристики программ ЭО для данного возраста, которые бы отвечали
требованиям формирования экологической культуры.

  1. Насыщенность программ природным материалом, которая бы способствовала развитию всех органов чувств ребенка.
  2. Эмоциональная насыщенность программ.
  3. Использование в программах социализирующих методов.
  4. Включенность личности ребенка в процесс познания природы.

Ничто не может развить чувства ребенка лучше, чем сама природа.
Понимая это, педагог может изменить и подход к прогулкам и экскурсиям
детей. Целью их будет не времяпровождение, а развитие зрения, слуха,
обоняния и осязания. Каждое новое занятие должно нести встречу с новыми
цветами, формами, звуками, запахами, тактильными ощущениями. И если
далее се эти чувства детям удастся закрепить с помощью изобразительной
деятельности, воссоздать в творческих образах, то можно сказать и о
богатой эмоциональной насыщенности программы.

Игровые методы помогут организовать социализацию детей. Однако игры
должны быть, во-первых, построены на общении детей друг с другом и со
взрослыми, а, во-вторых, использовать тот же материал о природе, с
которым дети познакомились на предыдущих занятиях. Игры, театрализации,
фестивали и т.д. - такие методы работают на социализацию детей. Нельзя
забывать и про подвижные игры, которые помогают усваивать знания и
развиваться физически.

И если дети осознают себя соучастниками процесса познания, чувствуют
собственную включенность природные процессы, анализируют, как на них
воздействует природа, то такие знания становятся личностно значимыми,
глубокими и прочными.

Соблюдая выделенные характеристики для программ ЭО, мы можем
сказать, что их применение обязательно будет способствовать
формированию экологической культуры у детей дошкольного и младшего
школьного возраста.