Некоторые особенности занятий биологического (экологического) направления

Некоторые особенности занятий биологического (экологического) направления.

Баринова О. В.

Работа с детьми разных интересов, темперамента, возраста
предполагает обширную динамичную программу обучения. В нашей программе
занятий биологической (экологической) тематики, разработанной по
различным методикам, можно выделить несколько ключевых моментов, на
которых сконцентрировано внимание школьников.

Первый, чрезвычайно важный для детей младшего и среднего школьного
возраста - "живой уголок" клуба. Возможность тесного общения с
животными: аквариумными рыбками, щеглом, морскими свинками, хомяком и
др., самостоятельного ухода и наблюдения за ними является особенно
привлекательной. Семинары о домашних животных - любимцах, их жизни,
привычках, поведении неизменны и наиболее активно обсуждаемы в среде
детей.

Углубленные теоретические занятия по биологии и экологии - еще одно
существенное направления в деятельности клуба. Включение в программу
обучения игр и экологических опытов позволяет глубже вникнуть в
сущность различных природных явлений, а также учиться решать
экопроблемы сейчас и предупреждать их в будущем.

Познание окружающего мира дикой природы не ограничено уроками и
общением с питомцами "живого уголка". Экскурсии по городским паркам,
берегам рек, ботаническому саду, поездки и походы по различным
интересным уголкам области, летний экологический лагерь являются
необычайно притягательными для большинства ребят и необходимыми, на наш
взгляд, для формирования их экологической грамотности.

Другой момент, важный для школьников, ориентированных на получение в
будущем биологического (экологического) образования - возможность
участия в различных экологических научных исследованиях. В нашем клубе
ребята проводят биомониторинг водных экосистем по морфологическим
признакам земноводных и с помощью растительных биотестов. Кроме того,
школьники являются непосредственными участниками крупного проекта,
посвященного исследованию экологического состояния городских и малых
рек. Сейчас мы разрабатываем методику социологического проекта. Наши
исследовательские работы не только имеют прикладное экологическое
значение, но и несут познавательный характер. При этом они могут быть
причастны и к фундаментальным научным задачам.

Исходя из собственного практического опыта, мы полагаем, что в
программу занятий по биологии необходимо вводить темы, отражающие все
интересы, желания и стремления каждого из ребят. Только при таком
условии ее реализация позволяет создавать оптимальные условия для
развития детей, формирования их экологического мировоззрения.