Особенности организации учебного процесса

Особенности организации учебного процесса
(учебно-познавательской и практически ценной деятельности учащихся) в
клубе "Зеленый Парус".

Патова М. А.

В настоящее время успехи в экологическом образовании становятся
достаточно очевидными: экологическими и природоохранными элементами
насыщены почти все основные предметы традиционной школы: биология,
география, химия и др. (что ведет к появлению некоторой односторонности
в оценке конкретных экологических проблем). Более того, современные
стандарты школьного образования допускают преподавание экологии как
самостоятельного предмета, для которого изданы вариативные учебники и
учебные пособия или факультативной дисциплины.

Однако, несмотря на то, что экологическое образование приобрело
статус приоритетного направления в образовательных учреждениях разного
типа, реализуется этот всем очевидный глобальный приоритет недопустимо
медленно. Причина - в отсутствии мотивации у детей к получению
экологических знаний. Экологическое образование не следует из
конкретных потребностей человека: поскольку не дает быстрого эффекта
улучшения качества жизни, повышения уровня материального
благосостояния. Экологическое образование имеет самые низкие приоритеты
в сознании родителей, и они передают их подросткам. Экологические
знания не гарантируют возможности получения престижной профессии или
льгот при поступлении в ВУЗ. В результате эффективность преподавания
экологических знаний резко снижается, а уроки становятся скучными и
неинтересными для подростков. К тому же переориентация целей и
содержания школьного образования упирается в отсутствие качественных
(приемлемых) учебных пособий и должного уровня подготовки учителей и
педагогов.

Предлагаемые пособия (кроме учебников для средней школы) во многом
вторичны, то есть представляют собой рефераты из адаптированных для
школьников фрагментов опубликованных ранее отечественных и зарубежных
(не всегда переведенных на должном уровне) изданий. Поэтому они не
слишком интересны для ребят. Появление ряда интересных учебных пособий
не меняют общей картины ввиду крайне ограниченного распространения.

Кроме того, в школе дается лишь теоретическая основа знаний, а
необходимо дать сведения о том, КАК включиться в борьбу с экологическим
кризисом, негативными явлениями в обществе. Одна из причин формирования
безответственности подростков - это непонимание школьниками возможности
влияния отдельной личности на макросоциальные процессы.

Реализуемая в клубе "Зеленый Парус" образовательная программа - это
попытка решить существующие проблемы. Обретение мировоззрения,
воспитание - не решается на абстрактном уровне, требуется личный опыт,
испытание жизнью собственных убеждений, поиск адекватных методов
обучения школьников. В современных кризисных условиях дети кроме
получения знаний, нуждаются, прежде всего, в повышении самооценки,
приобретении опыта позитивного общения и активного сотрудничества с
внешним миром. Проблема адаптации к изменившимся условиям (возрастанию
агрессивности окружающей среды) для большинства подростков сводится к
необходимости научиться вести конструктивный диалог, идти на
компромисс, то есть к способности ясного осознания своих возможностей,
выработки гибкого поведения. С другой стороны, традиционный набор
методов обучения в кружках не вполне соответствует изменившимся в
настоящее время интересам и приоритетам подростков, они рассчитаны,
скорее, на детей младшего и среднего школьного возраста. В типичном
случае, подростки, не видя сферы приложения полученных знаний, с трудом
находят способы самореализации, уходят из кружка. Потребность же в
общении сохраняется, и возникают в форме своеобразного протеста уличные
группы и ассоциации подростков. Чтобы создать действенную альтернативу
улице, необходимо обеспечить привлекательность обучения в кружке за
счет многообразия форм.

Поэтому реализуемая нами программа построена на сочетании
теоретического обучения и практической деятельности, предоставления
возможности для самореализации подростков, несмотря на то, что
возможности детей в решении социальных и экологических проблем весьма
ограничены. Основополагающим является принцип непрерывности образования
(обязательный для воспитания активной жизненной позиции, изменения
мировоззрения). Детям предоставляется возможность принять посильное
участие в решении местных социальных и экологических проблем на основе
полученных знаний. Задача получения качественного разностороннего
образования решается одновременно с организацией детского досуга, и
повышения культурного уровня школьников. Проводится систематическая
работа над социальной мотивацией познавательной деятельности,
эмоциональной значимости изучаемого материала, причем на каждом
последующем уровне мотивация усиливается, причем комплексный подход к
образованию сочетается с индивидуальным.

Программа обучения в каждом кружке предусматривает возможность
посещения кружка в течение нескольких лет. Подросток, получивший
определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится его
активным носителем. Цель программы - не специализация ребенка в области
экологии и охраны окружающей среды, развитие личности, способной к
созиданию и к счастливому существованию в современном мире. По
завершении программы подростки пойдут потом в разные ВУЗы. При этом у
них появляется возможность комплексной оценки существующих в обществе
проблем и интеграции уже имеющихся знаний.

Обучение максимально приближено к жизни, ориентировано на решение
местных экологических проблем, учебно-исследовательские проекты
приурочены к изучению двора, школы, озера, которые находятся рядом. В
результате реализации программы "Знай, люби и защищай" подростку
предоставляется возможность принять посильное участие в конкретных
делах - при проведении акций, например, по оказании помощи
заповедникам, очистке рек и др., и увидеть результат своих действий.

Не вызывает сомнений, что повысить престиж занятий экологией
реально, используя новые технологии и широко применяя в процессе
обучения компьютеры. Обычно охраной среды и экологическими акциями
увлечены в основном дети младшего и среднего школьного возраста, чаще
всего - девочки. В клубе же - в основном мальчики среднего и старшего
школьного возраста, подростки - группа "социального риска", наиболее
подверженная влиянию улицы. В каникулы проводится особенно много
мероприятий - экскурсии, экологические лагеря, игры, праздники, акции и
т.д.

В процессе обучения ведущая роль отводится активным методам
обучения: лекциям, беседам, экскурсиям, ролевым играм, дискуссиям,
викторинам, исследовательской работе, связанной с решением конкретных
практических задач, экскурсиям, работе с измерительными приборами,
контурными картами, коллекциями музеев вузов города и ботанического
сада ННГУ. Важный этап - приемлемые для детей акции, направленные на
улучшение местной экологической обстановки (индивидуальные, групповые,
на основе общественных организаций). Эти методы дают багаж прочных
знаний, приобретенных в результате личного опыта. В условиях
максимального сближения учебно-познавательской и практически ценной
деятельности учащихся, связанной с решением экологических проблем,
укрепляется их осознание ответственности за состояние среды обитания,
при этом каждому ребенку предоставляется уникальная возможность для
самореализации и самосовершенствования, независимо от его личностных
характеристик. Приобретение навыков экологически целесообразной
деятельности и воспитание потребности здорового образа жизни,
становление экологической культуры личности возможно лишь на основе
понимания целостности человека, системного строения природной среды и
опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.