Экологическое образование и воспитание в кружке "ВИТА" детского центра "Золотой ключик"

Экологическое образование и воспитание в кружке "ВИТА" детского центра "Золотой ключик"

Лаврентьева Ирина Сергеевна
педагог дополнительного образования
детского центра "Золотой ключик"

Мы приближаемся к тому моменту, когда планета не сможет обеспечить
всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на планете Земля
станет невозможна. Шанс сохранить на планете жизнь пока есть. И он у
нас в руках. Люди должны научиться бережно относиться к богатствам
планеты.

Стало очевидным, что проблема окружающей среды в настоящее время стала не только научной, но и социальной.

Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений.

Поэтому сегодня, как никогда, остро стоит проблема экологической культуры и грамотности всего населения.

В структуре дополнительного образования основные приоритеты отдаются
прикладному и художественному направлению, к сожалению экологическое
направление занимает одно из последних мест.

Три года функционирует экологический кружок "ВИТА" на базе детского клуба "Факел" Советского района.

Основной целью в работе кружка является: объединение усилий для
организации воспитания детей и молодежи достойными гражданами России,
формирования и привития им навыков экологической культуры, развивающей
инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности
принимать самостоятельные решения, а также способности направлять свою
деятельность на пользу общества.

Основными задачами являются следующие направления деятельности:

  • формирование системы знаний и умений рационального природопользования;
  • формирование навыков исследовательской деятельности при изучении экологических вопросов;
  • формирование осознанной убежденности в необходимости бережного отношения к природе;
  • природоохранная и пропагандистская деятельность;

Возрастной состав ребят, посещающих кружок 7 - 16 лет, учащиеся школ
Советского района г. Н. Новгорода № 44, № 46. В связи с разным
возрастом детей организованы четыре группы: 1 гр. и 2 гр. от 7-12 лет,
3 гр. и 4 гр. от 13- 16 лет.. В группах есть ребята, увлеченные
биологией, но есть и другие, кто имеет другие склонности и увлечения.
Здесь необходимы разнообразные, дифференцированные формы и методы
обучения и воспитания, чтобы каждому нашлось дело по душе.

По всем направлениям перечисленным выше проводится активная работа:

  1. Через занятия по утвержденной программе, рассчитанной на три года на базе д/кл "Факел".
  2. Через занятия по утвержденной программе: "Наш дом - планета Земля"
    для начальной школы, рассчитанной на три года на базе школы № 44
    Советского района.
  3. Через проведение экскурсий в природу.
  4. Через участие в массовых мероприятиях, проводимых д/ц "Золотой ключик", районом, городом, областью.
  5. Через взаимодействие с экологическими организациями: с детской организацией "Зеленый Парус", "Дронт", "Поможем реке".
  6. Через взаимодействие со СМИ в том числе с НТР, редакцией детских
    программ т/к "Волга", редакцией детской газеты "Зеленый Парус".

Члены кружка "ВИТА", принимают активное участие в массовых мероприятиях разного уровня.

Наш кружок "ВИТА" принимает активное участие в детском экологическом
движении созданном в Нижегородской области в результате деятельности
объединения "Зеленый мир" и детской экологической организации "Зеленый
парус". Одной из новых форм детского экологического движения является
движение чистильщиков рек.

Существенным является участие в активных природоохранных действиях самых различных форм:

  • пропагандистские акции, учебно-исследовательские проекты, очистка
    берегов рек, выпуск газет, театральные представления по экологической
    тематике и т. д.

Как одна из форм и методов природоохранной и пропагандистской
деятельности кружка "ВИТА" является ежегодное участие в городских
конкурсах экологических сказок.

Вместе с тем, в работе имеют место определенные трудности связанные с недостатком материально - технической базы.

Анализируя проводимую работу можно отметить, что поставленные цели и
задачи выполняются по всем направлениям. Используются различные методы
и формы работы, что способствует удерживать количественный состав
кружков. Важную роль играет мотивация деятельности кружковцев,
свободный выбор приоритетных направлений в работе, направляющая и
корректирующая роль педагога.