Экологическое образование и воспитание в кружке "ВИТА" детского центра "Золотой ключик"
Экологическое образование и воспитание в кружке "ВИТА" детского центра "Золотой ключик"
Лаврентьева Ирина Сергеевна
педагог дополнительного образования
детского центра "Золотой ключик"
Мы приближаемся к тому моменту, когда планета не сможет обеспечить
всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на планете Земля
станет невозможна. Шанс сохранить на планете жизнь пока есть. И он у
нас в руках. Люди должны научиться бережно относиться к богатствам
планеты.
Стало очевидным, что проблема окружающей среды в настоящее время стала не только научной, но и социальной.
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений.
Поэтому сегодня, как никогда, остро стоит проблема экологической культуры и грамотности всего населения.
В структуре дополнительного образования основные приоритеты отдаются
прикладному и художественному направлению, к сожалению экологическое
направление занимает одно из последних мест.
Три года функционирует экологический кружок "ВИТА" на базе детского клуба "Факел" Советского района.
Основной целью в работе кружка является: объединение усилий для
организации воспитания детей и молодежи достойными гражданами России,
формирования и привития им навыков экологической культуры, развивающей
инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности
принимать самостоятельные решения, а также способности направлять свою
деятельность на пользу общества.
Основными задачами являются следующие направления деятельности:
- формирование системы знаний и умений рационального природопользования;
- формирование навыков исследовательской деятельности при изучении экологических вопросов;
- формирование осознанной убежденности в необходимости бережного отношения к природе;
- природоохранная и пропагандистская деятельность;
Возрастной состав ребят, посещающих кружок 7 - 16 лет, учащиеся школ
Советского района г. Н. Новгорода № 44, № 46. В связи с разным
возрастом детей организованы четыре группы: 1 гр. и 2 гр. от 7-12 лет,
3 гр. и 4 гр. от 13- 16 лет.. В группах есть ребята, увлеченные
биологией, но есть и другие, кто имеет другие склонности и увлечения.
Здесь необходимы разнообразные, дифференцированные формы и методы
обучения и воспитания, чтобы каждому нашлось дело по душе.
По всем направлениям перечисленным выше проводится активная работа:
- Через занятия по утвержденной программе, рассчитанной на три года на базе д/кл "Факел".
- Через занятия по утвержденной программе: "Наш дом - планета Земля"
для начальной школы, рассчитанной на три года на базе школы № 44
Советского района. - Через проведение экскурсий в природу.
- Через участие в массовых мероприятиях, проводимых д/ц "Золотой ключик", районом, городом, областью.
- Через взаимодействие с экологическими организациями: с детской организацией "Зеленый Парус", "Дронт", "Поможем реке".
- Через взаимодействие со СМИ в том числе с НТР, редакцией детских
программ т/к "Волга", редакцией детской газеты "Зеленый Парус".
Члены кружка "ВИТА", принимают активное участие в массовых мероприятиях разного уровня.
Наш кружок "ВИТА" принимает активное участие в детском экологическом
движении созданном в Нижегородской области в результате деятельности
объединения "Зеленый мир" и детской экологической организации "Зеленый
парус". Одной из новых форм детского экологического движения является
движение чистильщиков рек.
Существенным является участие в активных природоохранных действиях самых различных форм:
- пропагандистские акции, учебно-исследовательские проекты, очистка
берегов рек, выпуск газет, театральные представления по экологической
тематике и т. д.
Как одна из форм и методов природоохранной и пропагандистской
деятельности кружка "ВИТА" является ежегодное участие в городских
конкурсах экологических сказок.
Вместе с тем, в работе имеют место определенные трудности связанные с недостатком материально - технической базы.
Анализируя проводимую работу можно отметить, что поставленные цели и
задачи выполняются по всем направлениям. Используются различные методы
и формы работы, что способствует удерживать количественный состав
кружков. Важную роль играет мотивация деятельности кружковцев,
свободный выбор приоритетных направлений в работе, направляющая и
корректирующая роль педагога.