Некоторые аспекты экологизации курса школьной географии

Некоторые аспекты экологизации курса школьной географии

Артемьева Н. П.

География - уникальная наука, единственная из классических
фундаментальных наук, являющаяся одновременно и естественной, и
общественной дисциплиной, а также географическая культура - составная
часть общей культуры человека. В эту культуру входит много
составляющих, и одно из главных направлений - это моделирование
(прогнозирование) географической оболочки, ее процессов в будущем,
анализ экологической ситуации.

Нельзя не отметить, что состояние окружающей природной среды
ухудшается, наблюдается дегенерация природных систем, которые в
конечном итоге являются средой обитания человека и его
жизнеобеспечение. Поэтому очень важное значение в географической науке
стал занимать его экологический аспект.

География как блок знаний появляется впервые в 6-ом классе, однако
этому курсу предшествует курс естествознания (или природоведенье),
являющийся подготовительным этапом для изучения географии. Поэтому
формирование "правильного отношения к природе как к среде обитания"
возможно уже в среднем звене школьной программы. И, скорее всего,
правильным является, учитывая современную ситуацию, комплексный
характер географии, связь ее с биологическими, историческими и
экологическими науками.

Говоря о культуре человека, прежде сего стоит отметить роль человека
во взаимоотношении его с природой и обществом. Бурный рост населения
(отметка, перевалившая за 6-миллиардный рубеж), интенсивное развитие
техники во много раз увеличили степень воздействие человека на природу,
потребление различных природных ресурсов, истощение запасов некоторых
из них. Все это приводит к необратимым процессам, когда система не
может саморегулироваться и восстанавливаться. В итоге состояние
природной среды может привести к угрозе существования и самого
человеческого общества.

Итак, анализируя вышесказанное, приходишь к выводу, что в
формировании правильного отношения к природе, как среде жизни,
география, с ее многогранностью, историзмом, играет огромную роль. Не
случайно, в современной географической науке выделяют отдельные блоки
дисциплин, направленных на изучение качества окружающей среды, степени
антропогенной нагрузки на природную систему и предсказание
экологического прогноза.

Современные курсы школьной географии содержат в себе (в том или ином
объеме) экономическую концепцию, тем самым повышая культуру личности,
обогащая ее знаниями и практическими умениями. В VI классе, в курсе
"Основы физической географии", эти проблемы даются в обобщенном виде и
в глобальном масштабе. В курсе VII класса, "Физической географии
материков и океанов" эти вопросы вновь встречаются, но уже на менее
глобальном уровне (на уровне физико-географических стран). Так же
предлагается дискуссионный метод обсуждения всех проблем человечества,
выявления причин и предсказание последствий.

В VIII классах и IX классах "физическая и социально-экономическая
география России" данные проблемы просят уже региональный (а в курсе
"краеведенье" и локальный) характер. И вновь X классе, отдельным блоком
идет раздел "Глобальные проблемы человечества".

Все это представляет собой единую систему, в которой география идет
с тесным переплетением экономических дисциплин, что продиктовано
современными требованиями и условиями существования.