Отслеживание результатов экологической воспитанности школьников

Отслеживание результатов экологической воспитанности школьников.

Зам. директора по воспитательной работе Рустайской средней школы Послова Людмила Витальевна

Рустайская средняя школа вот уже несколько лет работает над
программой развития "Школа экологического образования", одной из
основных целей которой является экологическое воспитание учащихся.

Анализируя воспитательную работу школы, мы пришли к выводу о
необходимости уделить особое внимание аспектам изучения уровня
экологической воспитанности учащихся.

"Экологическая воспитанность" включает в себя понятия:

  1. Обучение: запас знаний об окружающем мире.
  2. Воспитание: система нравственных ценностей и мотивы экологически
    ценностных ориентаций, потребности и привычки экологического поведения.
  3. Развитие: активная жизненная позиция и практическая деятельность в экологической сфере.

Экологическая воспитанность это не набор частных свойств личности, а
согласованность между знаниями об окружающем мире, системой
нравственных ценностей, потребностями и привычками экологического
поведения, активной практической деятельностью по охране окружающей
среды.
Конечной целью экологического воспитания учащихся является углубление
его экологической воспитуемости, способность к самовоспитанию.
Экологическая воспитуемость - это возможности учащихся к дальнейшему
росту экологической личности в сотрудничестве с взрослыми,
сверстниками. Если экологическая воспитанность - это актуальный уровень
экологической культуры личности, то экологическая воспитуемость - это
ее потенциальный уровень.
Опытно экспериментальная работа по этому направлению имеет ряд
особенностей:
Во-первых, экологическая культура учащихся складывается под влиянием
многочисленных факторов и воздействий.
Во-вторых, формирование экологического сознания - процесс длительный.
В-третьих, формирование того или иного качества протекает у школьника
по-разному, так как школьники отличаются разным уровнем воспитанности.
В силу этих особенностей отслеживание проводится в несколько этапов.

1 этап.

Определение конкретного объема работы, и
проведение проблемных теоретических семинаров, для того чтобы вооружить
педагогов методическими рекомендациями.

2 этап.

Составление предварительной характеристики
экологической воспитанности школьников классным руководителем по схеме,
(каждый компонент оценивается по пятибалльной системе).

  1. Изучение общих данных (возраст, экологическое состояние здоровья)
  2. Условия семейного воспитания (экология семейных отношений)
  3. Экологическая направленность личности школьника.
  4. Уровень деятельности в учебной, трудовой, общественной работе.
  5. Проявление интереса к экологической сфере деятельности (творческих
    склонностей и задатков, степень целеустремленности в этой сфере).
  6. Темперамент и характер ученика (настойчивость в достижении цели,
    степень активности в практической деятельности, мера собранности,
    аккуратность, дисциплинированность)
  7. Уровень нравственной воспитанности (глубина моральных знаний, чувство стыда, совести, сострадания).
  8. Доминирующие положительные стороны в экологической деятельности.

После составления основных характеристик можно составить диаграмму основных параметров экологической воспитанности.
После этого классному руководителю уже станет ясно, на что надо обратить особое внимание, какие качества нужно еще воспитать.

3 этап.

Это самый важный этап. Привлечение к анализу экологической
воспитанности самих учащихся, родителей и педагогов. Самое важное
здесь, побудить учащихся к самоанализу. Самооценке и самоконтролю.
Классными руководителями организуется повседневное наблюдение за
учащимися, за их участием в экологической деятельности. Результаты
наблюдений дополняются беседами, которые выполняют воспитательную
функцию. Реальный уровень экологической воспитанности выявляет метод
коллизий (конфликтных ситуаций), которые хорошо применять для выявления
уровня моральных качеств наряду с экологической воспитанностью.
С целью выявления нравственных понятий и представлений школьников об
окружающей среде, их отношение к природе педагоги используют метод
анкетирования по классам с учетом возрастных особенностей. Таким
образом, овладев методами диагностики, педагоги делают вывод об
экологической воспитанности каждого учащегося, выделяя его
положительные стороны, акцентируя внимание на них самого учащегося,
класса, родителей, школы, опираясь на достигнутое для дальнейшего
развития качеств.
Выявление отрицательных качеств в развитии экологической личности
школьника позволяет предупредить дальнейший регресс в данном развитии
ученика. Задача педагога - перевести каждого учащегося на более высокий
уровень экологической воспитанности.
Каким же должен выглядеть ученик экологически воспитанный?

  1. Знания об окружающем мире.
    • Широкий запас знаний об окружающей среде, обществе, об отношении к флоре, Фауне, другому человеку, самому себе.
    • Знания об окружающем мире - понимает, умеет рассуждать.
    • Знания - гибко применяет при анализе экологических ситуаций.
  2. Система нравственных ценностей и мотивы.
    • Использует экологические знания, как основу своих личностно-ценностных ориентаций.
    • Умеет сопоставлять и осознавать разные подходы и принимать решения.
    • Отстаивает и принимает свой метод в экологической деятельности.
    • Умеет поставить реальную цель в экологической деятельности, достигая их в ситуациях помех, затруднений.
    • Способен в кризисных ситуациях строить новые ценности, смысл, методы экологической деятельности.
  3. Экологическая мораль и практическая деятельность.

    • Умеет сотрудничать, общаться, соревноваться без нанесения ущерба деятельности другого человека.
    • Выбирает оптимальные нормы экологической деятельности.
    • Активизирует свое самосознание (компьютерные работы).
    • Ведет всегда экологический образ жизни.