Проведение исследовательской работы в средней школе п. Рустай Борского района Нижегородской области

Проведение исследовательской работы в средней школе п. Рустай Борского района Нижегородской области.

Руководитель-организатор ОБЖ Рустайской средней школы Муравьева Алена Валерьевна

Для целенаправленного экологического воспитания, углубления
экологических знаний и знаний по предмету, выработки практических
навыков проведения обследования определенных территорий родного края, в
школе проводится исследовательская работа по различным темам.

Проведение исследовательских работ в учебное время может стать
проблемой. Дело в том, что часто тема исследовательской работы и
необходимое время на ее выполнение не укладываются в тематическое
планирование. Поэтому в нашей школе разработаны два варианта включения
исследовательской работы в учебный процесс.

Одним из методов является отведение в этих целях часов
предназначенных для индивидуально-групповых занятий. При этом к работе
могут привлекаться как сильные ученики для углубления своих знаний, так
и слабые для повышения интереса к предмету. Исследовательская работа
делится на две части: теоретическую и практическую. К теоретической
относятся: знакомство с вопросом, уяснение целей и задач данной работы,
сбор информации путем подбора литературы и опроса местных жителей по
интересующей теме.

Теоретическая часть обычно выполняется в осенне-зимний период. При
этом у ребят формируются навыки работы с литературой, они знакомятся с
имеющейся информацией по изучаемому вопросу. Если в работе участвует
несколько человек, тема разбивается на несколько разделов. Каждый
участник выполняет задание по своему разделу. Затем он делает
сообщение, которое обсуждается в группе и намечается, что необходимо
сделать по данному вопросу.

В весенне-летнее время проводятся исследования на местности во время
экскурсий, походов, экспедиций. По окончании работы результаты
обрабатываются и заносятся в компьютер. Так, например, с учениками 10
класса была проведена исследовательская работа "Исторические сведения о
памятнике природы "Географические посадки сосны М.Г.Здорика" и описание
их современного состояния". Была собрана литература по этому вопросу,
опрошены жители д. Лыково и п. Рустай, а затем проведены исследования
на местности. Составлено описание растительности, изучено состояние
границ, антропогенное воздействие на территорию. На основание
проведенных исследований, сделано заключение о современном состоянии
памятника природы, предложены Семеновскому лесхозу меры по улучшению
его состояния. С результатами проведенных работ дети выступают на
учебных конференциях.

Второе направление внедрения исследовательской работы в учебный
процесс - оформление рефератов для аттестации учеников на экзаменах в 9
- 11 классе. Эта работа всегда индивидуальная. При этом учитель
предметник является руководителем, консультирует и рецензирует работу
ученика. В качестве стимулирования работы учителя исследовательские
работы могут выставляться на различных конкурсах.