Как согласовать экологический модуль со школьным предметом

Как согласовать экологический модуль со школьным предметом.

Кораблев О. Л. директор Рустайской общеобразовательной школы
Борского района Нижегородской области

На протяжении 5 лет Рустайская средняя школа искала пути внедрения
экологических элементов в учебный процесс. За это время школой разработан
комплекс экологических мероприятий, которые достаточно легко вписываются
в программу школы и ее учебный план. Я хочу остановиться на процессе
экологизации учебных предметов. Первоначально школой был выбран метод
"внедрения", путем экологизации предметов с сохранением базисных основ.
Этот подход не дал ожидаемых результатов. Внедрение экологического содержания
в программу производилось путем поурочного добавления материала. В нашем случае,
школа использовала около 20 % вариативной части программы, что допускается
по усмотрению учителя и резервное время, которое всегда предусматривается
по каждому курсу. После того, как не было достигнуто положительных результатов,
от этого пришлось отказаться. Причин связанных со сложностью реализации данного
подхода оказалось несколько. Наиболее наглядные:

Во-первых, экологическая информация, разрабатываемая учителем на каждый урок,
является всего лишь дополнением. Из практики вполне известно, что на дополнения,
как правило, не хватает времени, а уровень экологических вопросов бывает разный.
Сама тема на уроке может быть не очень сложной, но экологический пример может
требовать дополнительных знаний, что постепенно насыщает урок, да и в целом
всю программу. В данном случае - это проявляется и по темам близким по
экологической ориентации, так и по темам более отдаленным.
В первом случае - это требует углубленного и наглядного примера, а во - втором,
случае, необходимо будет уделить особое внимание раскрытию цепочки последовательной
взаимосвязи, что может создать затруднения педагогу для преподавания
экологизированного курса. Другими словами на экологизацию просто не хватает
времени на уроке.

Во-вторых, экологизация предмета требует дополнительных усилий от педагога
практически на каждый урок, так как для его проведения постоянно требуется
специальная литература и подготовка. Здесь же можно отметить и еще не вполне
удачный момент для руководителя. В данном случае бывает достаточно сложно
отследить, как экологизацию отдельной темы, так и всего предмета. На практике
не удается выстроить весь экологический материал в последовательную цепочку,
определить насколько у учащихся появилось больше дополнительных знаний. Тем не менее,
поурочную экологизацию предмета, можно и даже нужно осуществлять, если для
этого имеется не только программа, но и экологизированный учебник и набор
дидактических материалов.

Опыт предыдущей работы по экологизации предметов показал, что наиболее
удачной стала попытка осуществления метода "внедрения" с модульным подходом.
Подача материала осуществлялась блочно, иногда одним блоком, иногда несколькими,
равномерно распределенными на весь учебный год. Учитывая этот положительный
опыт, в экологическую программу нашей школы был заложен модульный подход.
Он предусматривает логически построенный блок экологического материала
по любому выбранному предмету, из расчета не более 6 часов в год на 34 часа
учебной программы, с обязательными теоретическими и практическими заданиями.
Внедрение экологических модулей допускается в любой предмет, будь
то биология или музыка. В конце учебного года - в июне, необходимо уже
определиться и выбрать предметы, где будут использованы экологические модули,
учитывая при этом желание педагогов, учащихся и возможности школы. В совокупности
все модули могут составлять единый школьный экологический модуль, который
и будет нести экологическое пространство школы.

Пока не существует единого мнения, как должны сочетаться между собой
предметные экологические модули. Не исключается вариант и единого общешкольного
модуля, который должен состоять из отдельных предметных модулей с одной
общей проблемой, и вариант различного набора самостоятельных, предметных
экологических модулей. В первом случае, хороший замысел, создает трудности
в практической реализации. Это и заранее определенные рамки для всех педагогов,
и ограниченность подачи материала в отдельно взятых классах, и сложность
отследить такой модуль целиком. Во - втором случае, менее привлекательный
вариант, может быть более гибким и полезным. Это создание экологических модулей
в рамках исключительно своего предмета. Выбор проблемы индивидуальный
и произвольный, а сам отдельно взятый модуль не должен нести междисциплинарную
задачу, что всегда требует больших затрат от педагога. Здесь можно предусмотреть
возможность рассмотрения одной проблемы по разным предметам, но это не
в обязательном порядке. Каждый педагог пожелавший разработать свой
экологический модуль может быть произволен, иметь их несколько и применять
исходя из условий программы, класса, возможности. В целом же экологизированные
предметы, имеющие в своей программе экологические модули, будут составлять
систему рассмотрения различных экологических проблем с точки зрения различных
школьных предметов.

Общие требования к экологическому модулю:

  • Необходимо выбрать экологическую проблему, которая может быть рассмотрена
    с позиции вашего предмета - это и будет ваш экологический модуль.
  • Наиболее оптимально составить экологический модуль из расчета не более
    б часов на 34 часа программы.
  • По содержанию модуль должен нести: мотивационный, проблемный, теоретический
    и практический аспекты.
  • Отслеживание экологического модуля должно производиться ежегодно.
    Подбор экологических модулей, может предусматривать разноуровневые подходы.

Данный подход в реализации экологического образования в школе,
сохраняет главный принцип равноправного выбора, причем, как у учителей,
так и у учеников. Каждый педагог, может попытаться и в любое время
прекратить дальнейшую работу, что, в конечном счете, не скажется на уровне
преподавания государственной программы.

Внедрение экологического модуля может осуществляться за счет индивидуальных
часов по предмету в учебном плане.