Роль и место природоохранной и исследовательской деятельности школьников в детском экологическом движении

Роль и место природоохранной и исследовательской деятельности школьников в детском
экологическом движении

Лебедева Н. Н.,
руководитель детского общества "Экос" шк. № 16 г. Арзамас

Суха теория, мой друг,
А древо жизни вечно зеленеет.

Ни в какой мере не уменьшая значимость теоретических
науки экологии в образовании школьников (мы имеем
интеллектуальную компетентность, основанную на системе
формирование у школьников адекватных научных
о системе "природа-общество"; интеграция,
самых значимых в современной жизни терминов по
с географией, медициной, историей и т.д.), на
место необходимо поставить именно работу по охране
природы и практические исследования в ней.

Почему? - Очень многие школьники знают правила поведения
в природе, на "5" ориентируются в терминах и понятиях те,
кто постарше, а в окружающем нас мире почти не видно перехода
от нерационального к рациональному природопользованию. Знания,
к сожалению, не становятся фундаментом экологического воспитания.
Проведение в школах чисто теоретических викторин, олимпиад
с реферативными практическими работами, конечно, хорошо для
активизации интеллектуальной жизни в учреждениях образования
для получения навыков и умений синтеза и анализа, классификации и
сравнения. Однако без активного, гуманного, осознанно-действенного
взаимоотношения детей и природы, гармонизации во взаимоотношениях
человека с природой устойчивого развития общества ожидать бесполезно.

Имея ввиду все перечисленное выше и в рамках детского экологического
движения на первое место нужно поставить природоведческую,
природоохранную и исследовательскую деятельность.

Земля - поистине наша Мать, и в наших интересах уберечь ее от
гибели. Если деятельно-здоровым будет взаимоотношение каждого человека
с природой, то здорова и планета будет. Ведь менее чем за 200 лет
человечество больше вреда принесло планете, чем за предыдущие 200 тысяч
лет. Это не свидетельствует о правильности пути людей и о мудрости
правителей. Всем известна пословица: "Одна ложка дегтя бочку меда
испортит". А если эта "ложка" еще и власть имеет?

Чтобы не опоздать, чтобы древо жизни вечно зеленело, отношения с
Природой надо с детства строить в гармонии, в соответствии со
вселенскими законами целесообразности, комплексно, системно используя
все позитивное в социуме. Форм, методических приемов, экологических
программ и конкурсов, побуждающих к исследованиям в природе и к работе
на благо матушке-земле не просто много, а целое море. Каждый
руководитель, воспитатель, преподаватель имеет возможность выбрать по
возможностям и потребностям. В каждом конкретном случае, на
определенный период, как говорится - здесь и сейчас! - в центр можно
поставить какой-то один вид работы с триединой педагогической целью -
образования, воспитания, развития. Это 1) экологические акции - "Посади
дерево", "Поможем реке", 2) комплексные исследования - своей квартиры,
школы, реки, парка, 3) опыты - с водой, снегом, воздухом и т.д.

Немаловажно в практико-исследовательской деятельности школьников
удовлетворение их потребностей - коммуникативных - в общении,
сотворчестве; интеллектуальных - планирование, контроль и самооценка
своей деятельности; физических - потребность в движении, действиях. У
школьников развивается трудолюбие, воля, они становятся более
самостоятельными, ответственными, инициативными, развивают кругозор,
повышают эрудицию.

Век 21 наступил, но можно еще увидеть в отношении к экодвижению детей стиль "плюсквамперфектум" - давно прошедшее время.

Современный интерактивный и фашметационный подход к детскому
экодвижению позволяет работать в стиле другого подхода - повелительное
наклонение - императив - узнай и исследуй сам! помоги! сохрани!