Сочетание природоохранной и исследовательской деятельности

Сочетание природоохранной и исследовательской
деятельности как компоненты довузовского экологического воспитания и
образования школьников

Хабибуллин Р. Д.,
Хабибуллина Л.А.,
Охапкин А.Г.

В эпоху глобального воздействия антропогенных факторов
на биосферу и явных признаков наступившего экологического
кризиса одним из путей выхода из создавшегося положения, наряду
с решением чисто научно-технических задач, является расширение
и углубление экологической парадигмы в воспитании и образовании
подрастающего поколения. В последние десятилетия эта необходимость
ясно осмыслена человечеством, примером чему является повсеместное
развитие экологического, природоохранного движения в большинстве
стран и в самых различных научных, общественных и образовательных
организациях, охватывающих значительную часть населения. В этом
движении особая роль принадлежит работе с подрастающим поколением
дошкольного и школьного возраста через создание различных природоохранных
организаций, экологических клубов, кружков, инициатив и движений.

В организации экологического движения школьников значительное
место принадлежит их природоохранной деятельности, основанной
прежде всего на эмоционально - эстетическом восприятии совершенства
природных объектов, их структурно - организационной сложности и осознании
необходимости природы для существования человека и человека как
равноправного с другими биологическими видами компонента биосферы.
В природоохранной деятельности школьников на первых ее этапах и
в младших возрастных группах значительная роль принадлежит эмоциональной
компоненте восприятия природы, на более поздних ее этапах и в старших
возрастных группах эмоциональная компонента восприятия необходимости
природоохранной деятельности дополняется рационально - аналитической
и исследовательской, хотя определенные компоненты этой деятельности
присущи и первых этапам организации и обучения природоохранной работе
в младших возрастных группах школьников. Исследовательская деятельность,
основанная на рационально - аналитическом восприятии различных природных
объектов, взятых для изучения и охраны, укрепляет активное отношение
учащихся к природоохранной деятельности через формирование у них
представлений о сложности организации природных объектов, полученных
в результате собственной исследовательской деятельности.

Удобным объектом организации природоохранной и исследовательской
деятельности школьников являются различные водные экосистемы (озера,
пруды, реки, ручьи и пр.). Значительная часть из них расположена в пределах
урбанизированных территорий и подвергается значительному загрязнению,
часть же находится в более благополучном состоянии в местах, удаленных
от городов и поселков и используемых в рекреационных целях. На примере
отдельного водоема можно легко продемонстрировать основные экологические
понятия (экологический фактор, биотоп, биоценоз, экологическая зональность,
экологическая деградация и др.), продемонстрировать результаты (чаще всего
негативные) антропогенной деятельности и наглядно показать необходимость
охраны и защиты от излишней эксплуатации человеком отдельных водных экосистем
и от них перейти в целом к гидросфере. Наглядное восприятие необходимости
природоохранной деятельности дополняется исследованием любой компоненты
растительного и животного мира водоемов как индикатора конкретных проявлений
негативных последствий антропогенной деятельности. Удобными объектами в
этом отношении являются сообщества взвешенных в толще воды микроскопических
животных и растительных организмов - планктон и прикрепленных различным
субстратам в воде - перифитон (сообщество обрастаний). В период различных
экологических акций или в период проведения экологических лагерей, экскурсий
в природу можно с использованием достаточно простого оборудования
(стеклянные баночки, эмалированное ведро, планктонная сеть) отобрать
образцы планктонных растений и животных, а также образцы обрастаний,
которые в последствии дети с удовольствием изучают под контролем преподавателя.
Знакомство с разнообразием водного населения, наглядная картина обеднения
его состава в районах интенсивного воздействия человека, возможность
количественной оценки этого воздействия, а также сравнение результатов
исследований загрязненных и незагрязненных водоемов или их участков формирует
у школьников аналитические способности оценки собственных результатов,
получемых выводов, наглядно убеждает их в необходимости формирования
активной жизненной позиции в деле охраны природы. Немаловажной частью
подобной деятельности является дифференциация интересов отдельной личности,
выявление склонностей к исследованиям в области биологии, формирование
методологии исследовательской деятельности, формирование будущего вузовского
контингента. Все это несомненно является очень важным аспектом довузовского
экологического образования и воспитания. Развитие подобной идеологии
в организации природоохранной деятельности различных экологических
организаций ставит на новый, более высокий уровень работу со школьниками,
развивает и укрепляет у них нравственно-эстетическую сторону восприятия
действительности, формирует активную жизненную позицию в отношении
к объектам природы, а также способствует развитию склонности к аналитической деятельности.