Место и роль детского экологического движения в рамках санаторной школы-интерната
Место и роль детского экологического движения в рамках санаторной школы-интерната
Южакова В. Н.,
санаторная школа-интернат № 5, Нижний Новгород.
Детям, родившимся на рубеже веков, предстоит продолжить эстафету
поколений в следующее тысячелетие. Готовы ли они к этому? Только
разносторонне развитая личность может создать гармонию взаимоотношений
с природным миром.
Поступая в интернат, больной ребенок попадает в условия,
отличающиеся от семьи и учебы в обычной общеобразовательной школе:
замкнутость познавательного пространства, опека со стороны учителей и
воспитателей, режим, снижение требований к умственным способностям,
ограниченность общения детей. Поэтому необходимо было вывести детей на
иной, более высокий, уровень общения с детьми других общественных групп
и объединений, расширить кругозор, предоставить ребенку самостоятельный
выбор решений в пределах возможного.
Система экологического воспитания помогает ребенку быстрее
адаптироваться к условиям жизни в интернате и после выхода из него,
создает условия для познания себя и окружающего мира, позволяет
неформально общаться с детьми других общественных групп (экологические
акции, лагеря, конкурсы, научные конференции).
Ребенок сам часть природы, ему близки и понятны все аспекты с ней
связанные. На природном материале легче воспитывать в детях доброту,
сострадание, любовь - все самые лучшие человеческие чувства и качества
- развивать душу. Видя гармонию в природе, ребенок сам становится
гармоничным, а духовное здоровье - основное условие физического
здоровья. Понимая ценность здоровья для будущей жизни и жизни своего
потомства, дети сознательно подключаются к оздоровительным мероприятиям
нашего реабилитационного учреждения - санаторной школы
гастроэнтерологического профиля.
Именно целенаправленная внешкольная деятельность детей (участие в
городских акциях "Ель", "Первоцвет", научных конференциях учащихся,
конкурсах, экологических лагерях, походах по родному краю и т.д.)
готовит их к осознанному восприятию мира и адекватному поведению в нем.
Ребенок находит свое место в жизни, понимает свою значимость для
себя, своей семьи, города, страны и планеты, понимает, что и он может
изменить мир, повернуть взрослых лицом к природе.
Помощь природе и общение с ней обогащают внутренний мир,
совершенствуют эстетический вкус, вызывают стремление "не навредить" и
жить по законам Истины, Добра и Красоты.
Экологическое образование и воспитание в условиях санаторной школы
позволяет решать многие задачи социализации ребенка. Эффективная и
непрерывная экологическая работа с детьми способствует:
- воспитанию любви к природе, любви к Родине,
- приобретению новых знаний и расширению кругозора,
- духовному здоровью,
- умению общаться,
- физическому здоровью,
- знакомству с интересными людьми,
- выбору профессии,
- связи с общественными организациями,
- участию в экологических акциях,
- целенаправленной деятельности детей,
- выбору жизненного пути,
- жизни без преступлений и наркотиков,
- адекватной жизненной ориентации