"Экоград" - модель экологического лагеря

"Экоград" - модель экологического лагеря

Макушина Екатерина
Николаевна,
учитель экологии
и географии, с.ш. № 71,
г. Пермь

Исследования показали, что наиболее эффективным является комплексное
экологическое воспитание школьников. Познание окружающего мира,
включение в исследовательскую и практическую деятельность влияет на
формирование экологической личности ребенка, обеспечивая социально
приемлемый уровень безопасности его взаимодействия с окружающей средой
и другими людьми.

Одной из перспективных форм экологического воспитания является
экологический лагерь, так как позволяет погрузить школьников в активное
контролируемое общение в условиях естественной среды, где они проявляют
свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми и природой.

Уделяя внимание содержанию деятельности экологического лагеря, очень
важно продумать общую концепцию - модель лагеря, которая позволяет
объединить все направления его жизни, создает комплекс условий для
воспитания экологического мировоззрения участников смены, что
увеличивает эффективность смены.

Одним из вариантов модели экологического лагеря представляем
"Экоград" - имитационную игру для старшеклассников, разработанную
автором для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного
сосуществования друг с другом и с природой. Основной признак
имитационной игры - общая модель деятельности, которая образует основу
для общения, его базового содержания, создание ориентаций и ценностей
и, таким образом, обеспечивает кооперацию школьников в различные
группы, самореализацию и развитие их способностей.

Особое внимание при подготовке экологического лагеря следует уделить
выбору его месторасположения. Обязательным условием является природное
окружение лагеря. Чем больше природных объектов будет вокруг (речка,
лес, горы и т.д.), тем больше исследовательские и эстетические
возможности ландшафта. Необходимо продумать оснащение лагеря
(исследовательское, техническое - радиосвязь, магнитофон, телевизор,
желательно компьютер, который в идеале был бы подключен к Интернету,
спортивное, туристическое фотоаппарат, библиотеку, в идеале видеотеку и
видеокамеру и т.д.)

В зависимости от продолжительности и времени года возможен выбор
определенной темы для смены, что предполагает создание дополнительных
подпрограмм. Общие направления летней смены - исследовательское,
природоохранное, учебно-игровое.

Кроме того, в любой смене принято выделять 3 периода:
организационный, основной, итоговый. Каждый период имеет свои цели и
задачи, определяющие методы и формы совместной деятельности. Эти
закономерности нашли свое отражение в данной модели.

Организационный период (первые 2-3 дня) начинается с общелагерной
акции "Создадим наш Экоград!". Задачи этого этапа - преодолеть
адаптационный барьер, сформировать мотивационную установку на игровое
взаимодействие во время совместной жизни. В это время школьники
выбирают имидж своих общин (отрядов), закрепляют названия за
функциональными службами (например: столовая "Лесная сказка" и т.п.).
Принимается определенная символика и атрибутика (герб, флаг, печать,
гимн) закон Экограда. Проводятся игры, направленные на выявление
лидеров в детских коллективах. Так как программа лагеря рассчитана на
старшеклассников, очень важно организация самоуправления. Это возможно
через образование совместного органа управления лидеров школьников и
администрации лагеря (Дума или Мэрия), через участие в законодательстве
и общем планировании смены, через ежедневное планирование и анализ
прошедшего дня (на Сходах), через дежурство и т.д. Организуется
пресс-центр, начинает действовать психолого-исследовательская служба и
т.д. В конце этого периода проводится праздничное открытие Экограда, а
также посвящение ребят в "экоградцев", желательно в природных условиях
(например, после встречи рассвета)

Основной период предлагается провести с идеей: "Экоград =
Взаимопонимание Человека и Природы". Задачи этого этапа - раскрытие
радостной перспективы совместной жизни, мотивация заинтересованности и
постепенное включение "экоградцев" в саморазвитие. Проводится
презентация учебных "мастерских", ориентированных на
квазииследовательскую экологическую деятельность и "студий" (творческих
объединений) в которых по своему выбору будут заниматься "экоградцы".
Начинает действовать система стимулов и поощрений. Открывается "Копилка
полезных дел" - природоохранная деятельность на территории лагеря.
Кроме того, этот период развивает творческие способности личностей
школьников, так как насыщен интеллектуальными и развлекательными
мероприятиями, конкурсами, викторинами и проектами. Это время
интенсивного общения друг с другом и с окружающей природой.

Заключительный период (последние 2 дня) или "Олимп Экограда"
посвящается подведению итогов. Исследовательская работа обобщается и
демонстрируется на научно-практической конференции ("Симпозиум
экологов"). Проводится рефлексия участников лагеря (отзыв о смене,
пожелания на будущее). В конце смены - праздничное закрытие Экограда,
огонек.

При планировании смены предлагается использовать даты международного
экологического календаря, что позволяет развивать глобальные мышление
участников смены, подключает их к международным экологическим движениям.

Одна из важных задач модели - проектирование развивающей среды
Экограда, которая будет обеспечиваться педагогическим коллективом. Ее
цель - создание условий для развития и реализации способностей
школьников. Таким образом, предполагается формирование экологической и,
одновременно, творческой личности. В образовательной деятельности
планируется использование принципов, методов и форм развивающего
обучения. Следовательно программа "Экограда" рассчитана на команду
педагогов-единомышленников, способных экологизировать воспитательную
среду лагеря.. Как показывает опыт, наиболее благоприятно объединение
преподавателей вузов, студентов и сподвижников экологии.

Для диагностики и корректировки психологического климата в лагере
необходимо ведение постоянного мониторинга эмоционального состояния
детей (например, с помощью Цветописи Лутошкина А.Н.), а также
исследование на выявление уровня экологической воспитанности в начале и
в конце смены (диагностический срез в форме анкетирования).

Предлагаемая модель была дважды апробирована в пермском областном
экологическом лагере. Мониторинг психологического климата в лагере и
анализ анкет участников смен показал успешность и эффективность работы
модели.

Такой постоянно действующий лагерь, на мой взгляд, мог бы стать
мировоззренческой базой для школьников области, направленную на
организацию детского экологического движения, предоставляющий
оптимальное количество возможностей для саморазвития и самореализации.