Я бы в лидеры пошел, пусть меня научат

По пути к самому себе

Я бы в лидеры пошел, пусть меня научат

(Дискуссия в «Зеленом Парусе». Участвуйте!
Ждем ваших откликов)

И
все-таки она вертится в наших головах – идея о строительстве областного
детского экологического движения. Тихое, кропотливое сооружение его
идет, и по дороге мы делаем остановки, чтобы кое-что обдумать и понять.
Например, весной в «Зеленом Парусе» мы коллективно размышляли на тему
«Лидер группы юных защитников природы. Кто он? Какой он?» Откуда такая
тема для размышлений? Дело в том, что без лидеров нашему движению не
быть. И вот, как мы думали и что мы думали… Ведущая мозгового штурма –
редактор «ЗП» Лидия ЧУБАРОВА.

 

ЧУБАРОВА Л.М.: – Вы можете нарисовать симпатичный вам образ эколидера?

МАЛЫШЕВА Катя, член «ЗП»: – Он любит природу.

ВАРЕНЦЕВ Антон, командир «Оперативной Службы Охраны Природы» (ОСОП) «ЗП»: – Он не должен мочь жить без природы!!!

ШИЛЯГИН Павел, член группы ОСОП:
– В нашем понимании, эколидер – человек, который может собрать вокруг
себя людей и повести за собой на решение экологических проблем, потому
что любовь к природе – это не болтовня, а дело. Правда, наш друг Марина
Папанова из Варнавинского детского дома сказала, что эколидер –
воин-одиночка, который ищет приключений на свою голову и при этом
никому не нужен.

ЧУБАРОВА Л.М.: – Какими качествами должен обладать эколидер, чтобы прогноз Марины не сбылся?

ШИЛЯГИН Паша: – Он человек, который не боится брать на себя тяжелый груз ответственности. И увлеченный делом, на которое ведет ребят.

МАЛЫШЕВА Катя:
– Я кошка, которая ходит сама по себе. И ни за кем я не пойду, если не
захочу. А так… Ну, лидер должен быть умным, опытным, хорошо
подготовленным физически для нашей природоохранной работы.

ЧУБАРОВА Л.М.: – А как строятся его отношения с группой?

МАЛЫШЕВА Катя: – Группа ему подчиняется, а он доказывает, что имеет право требовать подчинения.

ЧУБАРОВА Л. М.: – Чем он это может доказать?

ИЛЬИЧЕВА Лена, десятиклассница школы №21: – Коллектив будет подчиняться лидеру, если он ему доверяет.

ШКОТОВА Аня, член «ЗП»:
– Человек не может быть лидером, если его не уважают. А уважение
добывается не силой, а поступками. Лидер не имеет права унижать тех, с
кем работает. Тактичное обращение, любовь, забота о тех, кто доверил
тебе власть. В противном случае, ты за собой никого не поведешь.

БОНДАРЧИК Лиля, десятиклассница школы № 21: – Лидер должен уметь заинтересовать своей идеей, чтобы можно было поверить в нее и пойти за ним.

ВАРЕНЦЕВ Антон: – Ему необходимо властвовать ненавязчиво.

ЧУБАРОВА Л.М.: – А что это такое – властвовать?

ШИЛЯГИН Павел: – Пинать вовремя.

МАЛЫШЕВА Катя: – Никакой диктатуры! Иначе возникнет сопротивление.

ВАРЕНЦЕВ Антон: – Не возникнет, если помочь каждому встать вровень с лидером.

ЧУБАРОВА Л.М.: – Как?

ВАРЕНЦЕВ Антон: – Воспитывать.

МАЛЫШЕВА Катя: – Поднимать до своего уровня? Невозможно!

ЧУБАРОВА Л.М.:
– Люди все разные. Каждый имеет какие-то способности. Может, надо
помочь каждому раскрыться, найти свою точку опоры? В детских садах
Японии есть такая игра. На один день каждый ребенок становится лидером,
а вся группа ему помогает. Пусть он не способен быть командиром. Но
вечером, когда обсуждаются итоги его руководства, ребята отмечают
прежде всего то, что получилось, а о промахах говорят: «У него (у нее)
в следующий раз все получится, а мы поможем.»

МАЛЫШЕВА Катя: – Равными все не будут. Есть гении, есть идиоты.

ШИЛЯГИН Паша:
– Когда ты идешь по лестнице с группой детей, ты их поднимаешь на свою
ступеньку, и вдруг в какой-то момент кто-то рванет вверх, обгонит и
поможет тебе, уставшему, продолжать путь. Пусть эколидера кто-то
обгонит. Это нормально.

ЧУБАРОВА Л.М.: – Мы добрались с
вами до очень важного понимания: в экологической группе действует закон
взаимопомощи и каждый, чтобы лучше осознать себя и дело, которым он
занимается, должен попробовать побыть лидером. Остальные ему помогают.
Каждый должен попытаться развить в себе волю, умение убеждать, умение
действовать. Чтобы в случае необходимости мог заменить командира.

ШИЛЯГИН Паша: – У нас в стране вообще отсутствует система подготовки лидеров.

ШКОТОВА Аня:
– Я была в лагере «Звездочка», в смене, которая называлась «Лидер».
Нашим отрядом руководили два комиссара: юноша и девушка, которые с
помощью факультативов, вечеров и разных других мероприятий старались
развить в нас лидерские качества. Все это глушило лидерство, а не
развивало его. Когда закончилась смена, я поняла, что никто из этих
ребят настоящим лидером не станет, потому что каждого учили думать
только о себе. Не было в этом учении любви к людям.

ЧУБАРОВА Л.М.: – Антон, как ты стал командиром ОСОП?

ВАРЕНЦЕВ Антон:
– Ну, надо было кому-то это делать. Больше незачем. Я, вообще-то, не
люблю брать ответственность на себя. Не люблю управлять людьми. Быть
управляемым легче.

ЧУБАРОВА Л.М.: – А те, кем ты управляешь, что-нибудь делают?

ВАРЕНЦЕВ Антон: – Делают, конечно. Но ответственность на мне.

 

На фото: Антон ВАРЕНЦЕВ Катя МАЛЫШЕВА Паша ШИЛЯГИН Аня ШКОТОВА.