Водный юниорский конкурс. Региональный этап

Работы на региональный этап Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников-2010 должны быть представлены до 6 февраля 2010 года. Возможно представление работы в электронном виде – по электронной почте: khabib.greensail@gmail.com или на машинном носителе (диск, дискета) по почте или курьером по адресу
603005 Нижний Новгород, ул. Минина, д.3 «Зеленый Парус»
Хабибуллину Рашиту Денисламовичу
Тел. 439-13-29, 439-12-60

Российский национальный водный конкурс проводится с 2003 года.
Представители нашей области участвуют в Водном конкурсе с самого начала – 2003.
Дважды они становились победителями в номинации «Охрана и восстановление водных ресурсов в бассейне реки Волга» им. Профессора В.В.Найденко. Это Ромашкин Никита («Зеленый Парус») и Пасикова Екатерина и Пасиков Александр (Арзамасский район, д.Березовка).

Организатор Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников (далее Конкурс) – автономная некоммерческая организация «Институт консалтинга экологических проектов».

Конкурс входит в «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

1. Цель Конкурса – организация и проведение независимого общественного творческого конкурса среди старшеклассников на лучший проект в сфере охраны и восстановления водных ресурсов и поощрение деятельности школьников, направленной на решение проблем питьевой воды, очистки загрязненных стоков, сохранения водного биоразнообразия городских и сельских водоемов, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов.

2. Конкурс проводится в три этапа:
- муниципальный;
- региональный (на уровне субъекта Федерации);
- общероссийский.

Победитель Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников принимает участие в международном водном юниорском конкурсе (Stockholm Junior Water Prize).

3. Участники Конкурса. Участником Конкурса может быть любой учащийся старших классов общеобразовательных школ/гимназий/лицеев или училищ/техникумов в возрасте от 14 до 20 лет (студенты высших учебных заведений не могут участвовать в Конкурсе). Приветствуется знание английского языка, поскольку международный конкурс проводится на английском языке. Обращаем внимание участников, что при подведении итогов Конкурса знание английского языка будет засчитываться повышающим баллом. Величина повышающего балла определяется членами Национального номинационного комитета (ННК) при подведении итогов общероссийского этапа Конкурса.

4. Темы для конкурсных проектов. Школьники могут выбрать тему в широком диапазоне - охрана и восстановление водных ресурсов/управление водными ресурсами, при этом, исследование должно быть ориентировано на оздоровление среды обитания людей и экосистем и получение научно-практического результата. Конкурсанты должны быть готовы представить проекты в области технологии, естественных и социальных наук, используя современные научные методы и подходы к решению водных проблем, а также принимая во внимание первоочередные задачи государственной политики в области охраны и восстановления водных ресурсов. Приветствуются как проекты в сфере теоретической и прикладной науки, так и направленные на решение муниципальных водных проблем. При этом, необходимым требованием является применение стандартных научно-исследовательских методик и методологий при исследовании, проведении экспериментов, мониторинге и представлении результатов, включая статистическую обработку. Конкурсантам предлагается также сформулировать 5 – 10 рекомендаций по сбережению воды в семье, в школе и на предприятиях в качестве дополнения к представляемому проекту. Проект может быть представлен от имени группы старшеклассников, при этом, количество участников, представляющих один проект на общероссийском этапе Конкурса, не может быть больше двух человек.

5. Критерии оценки проекта.
При оценке проекта на общероссийском этапе Конкурса Национальный Номинационный Комитет руководствуется следующими критериями оценки проектов (принятыми на международном юниорском водном конкурсе):
5.1. Новизна
- Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшейся?
- Использует ли автор какие-либо новые методики исследования?
- Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшейся ранее проблемы?
5.1. Актуальность
Актуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества:
– Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны водной среды?
– Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований, насколько возможно прямое внедрение результатов проекта?
– Может ли проект улучшить качество: (а) окружающей среды, (б) жизни людей?
– Предлагает ли проект новые решения старых проблем?
– Способствует ли проект повышению осведомленности людей о проблемах водного сектора?
– Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты?
5.2. Творческий подход.
Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах:
– постановка проблемы
– решение проблемы
– анализ данных
– постановка экспериментов и организация исследований
– распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме.
5.3. Методология.
– Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата?
– Хорошо ли определена проблема?
– В какой степени ограничена поставленная проблема?
– Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами?
– Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы?
– Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных?
– Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме?
5.4. Знание предмета
Знаком ли ученик с литературными данными и результатами исследований в данной области?
– На каких научных источниках основывается работа?
– Является ли список литературных источников достаточно полным (действительно ли изучены все источники, на которые были сделаны ссылки в работе?)?
– В какой степени проанализированы научно-популярные источники?
– Насколько хорошо автор знаком с предметом своего исследования?
– Знаком ли автор с результатами других исследований в данной области? С терминологией?
– Знаком ли автор с альтернативными решениями поставленной проблемы?
5.5. Практические навыки
– Сделал ли ученик экспонат сам (в случае, если он представлен во время презентации)?
– Проводил ли он измерения и другую работу самостоятельно?
– Какую помощь он получил от родителей, учителей, профессионалов и др.?
– Воспользовался ли он материалами, доступными ему в школе?
– Где он взял материалы для изготовления экспоната? Было ли это оборудование самодельным?
– Насколько успешно были использованы доступные ему методы?
5.6. Доклад и презентация результатов
– Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната?
– Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)?
– На каком уровне написан текст, сделаны ли иллюстрации, графики, насколько удовлетворителен язык письменного отчета?
– Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален?
– Есть ли взаимосвязь между экспонатом и письменным отчетом?
5.7. Актуальность рекомендаций по сохранению и сбережению воды.

6. Порядок организации конкурса в регионе (Нижегородская область).
Работы на региональный этап конкурса должны быть представлены до 6 февраля 2010 года. Возможно представление работы в электронном виде – по электронной почте: khabib.greensail@gmail.com
или на машинном носителе (диск, дискета) по почте или курьером по адресу
603005 Нижний Новгород, ул. Минина, д.3 «Зеленый Парус»
Тел. 439-13-29, 439-12-60
Во второй половине февраля состоится конференция по защите представленных работ.

7. Порядок оформления и направления проектов на общероссийский этап Конкурса.
7.1. Проекты на общероссийский этап Конкурса представляют региональные организаторы, заключившие соответствующее соглашение с АНО «Институт консалтинга экологических проектов».
7.2. Письменный (машинописный) текст проекта, представляемого на общероссийский конкурс, должен отвечать следующим требованиям:
7.2.1. Общий объем проекта не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок и приложений, список литературы.
7.2.2. Текст должен быть расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер, параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поля - 2 см, левое поле - 3 см.
7.2.3. Приложения (входят в общий объем проекта, не превышающий 15 страниц) - не более 5 страниц (иллюстрации, фотографии, графики, таблицы и т.д.) должны быть помещены в конце работы после списка литературы.
7.2.4. На титульном листе проекта обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:
- название конкурса (Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников);
- четкое и краткое название проекта - не более 7 слов (название может сопровождаться, если необходимо, полным научным названием);
- имена и фамилии авторов проекта и полные фамилии, имена и отчества руководителей. Для последних - обязательное указание должности;
- название региона, год.
7.2.5. Вторая страница проекта должна быть научной аннотацией – кратким описанием проекта, включающим главные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а также краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Объем аннотации не должен превышать 150 слов. Краткое описание проекта необходимо для публикации в каталоге финалистов. Участники конкурса должны учесть, что краткое описание проекта должно быть понятно для СМИ и заинтересованной общественности.
7.2.6. Электронная версия проекта направляется на электронный адрес water-prize@mail.ru не позднее 1 марта 2010.
7.2.7. Версия проекта на бумажном носителе НЕ принимается.
7.3. К электронной версии текста проекта также прилагаются в электронном виде:
- заполненные по установленной форме анкеты авторов проекта (Приложение 2, заполняется отдельно каждым из авторов), включая 5-10 рекомендаций по сбережению воды;
- заполненная форма участника финала Конкурса (Приложение 3);
- решение регионального жюри и статистика регионального конкурса (Приложение 4), включая рекомендации по сбережению воды участников регионального конкурса;
- детальное и четкое описание поддержки, полученной автором(ами) от учителей, родителей, ученых и т.д. при выполнении проекта (не более 0,5 страницы машинописного текста).
Указанные материалы не входят в общий объем текста проекта.
7.4. Проект для презентации должен быть представлен в виде постера на одном ватманском листе стандартного размера (А1, вертикальный) для представления во время проведения интервью членами Национального номинационного комитета и церемонии награждения.
7.5 Работа победителя российского Конкурса потребует оформления в соответствии с правилами международного конкурса.
Работы, выполненные без соблюдения порядка оформления, не принимаются.

8. Порядок организации российского конкурса.

Объявление очередного ежегодного конкурса проходит не позднее 30 сентября.
Вся рабочая переписка между организатором Конкурса и региональными организаторами осуществляется только по электронной почте, для чего региональный организатор указывает действующий адрес электронной почты. При изменении адреса электронной почты региональный организатор должен немедленно сообщить об этом организатору Конкурса.
Получение проектов для участия в общероссийском финале проводится до 1 марта 2010 года. Ссылки на неудовлетворительную работу Интернета и электронной почты не принимаются.
Проекты, присланные на общероссийский этап конкурса, представляются организатором Конкурса на рассмотрение членам Национального Номинационного Комитета не позднее 20 марта 2010 года. Срок рассмотрения письменных текстов членами Национального Номинационного Комитета – 4 недели.
Все старшеклассники, являющиеся победителями региональных этапов конкурса и представившие проекты, принятые на общероссийский этап, будут приглашены вместе с сопровождающими лицами в Москву для участия в программе мероприятий в рамках общероссийского финала Конкурса, в том числе, в церемонии награждения победителей российского конкурса, которая будет проходить 25-29 апреля 2010 года. Региональный организатор должен обеспечить сопровождение авторов проекта во время поездки и участия в мероприятиях в рамках общероссийского финала Конкурса.
В дни перед церемонией проводится интервью участников общероссийского конкурса членами Национального Номинационного Комитета. Для презентации проекта старшеклассникам необходимо:
- подготовить текст доклада на русском языке (не более 3 минут) и на английском языке (не более 1 минуты);
- быть готовым ответить на вопросы членов ННК;
- подготовить постер формата А1, иллюстрирующий представляемый проект;
- подготовить табличку с названием региона, закрепленную на рейке;
- соблюдать требования представителей организации, в помещениях которой проводится интервью.
Решение Национального Номинационного Комитета оглашается во время церемонии.
Для участия в церемонии награждения победителей участники должны:
- иметь табличку с названием своего региона, закрепленную на рейке;
- иметь соответствующую форму одежды (деловая строгая);
- соблюдать все требования представителей организации в здании, где будет проводиться церемония.

Последний срок представления проекта на международный конкурс определяется организаторами Стокгольмского юниорского водного конкурса.
Все условия участия российского(их) школьника(ов) в международном конкурсе определяются соглашением о сотрудничестве.

9. Номинации.
 Основная номинация – победитель Российского национального конкурса, представляющий Российскую Федерацию на Международном водном юниорском конкурсе в Стокгольме.
 Номинация «Начинающие журналисты пишут о воде» совместно с факультетом журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова. Дополнительные методические материалы по критериям оценки проектов в данной номинации приведены в Приложении 5. Внимание: данная номинация является самостоятельной и не связана с представлением научно-исследовательских и прикладных проектов.
Присланные работы также участвуют во внутренних номинациях Конкурса. Соответствие проекта той или иной номинации определяет Национальный номинационный комитет (кроме номинации «Начинающие журналисты пишут о воде»).
 Номинация «Технологии водоподготовки, очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов».
 Номинация «Охрана и восстановление водных ресурсов в бассейне реки Волги» им. профессора В. В. Найденко для конкурсантов, проживающих на территории Волжского бассейна.
 Номинация «Вода и климат».
Все дополнительные методические материалы по подготовке проектов в данной номинации приведены в Приложениях 6 и 7, которые высылаются по электронной почте по дополнительному запросу.
 Номинация «Вода и мир» при поддержке комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Дополнительные методические материалы по критериям оценки проектов в данной номинации приведены в Приложении 8.
 Номинация «Лучший педагог - научный руководитель проекта».
 Номинация Председателя Национального номинационного комитета.
 Сертификат Московского офиса ЮНЕСКО.

10. Призы и награды.
Вид и размер вознаграждения за победу в региональных конкурсах определяют организаторы на местах. Все участники общероссийского этапа Конкурса получают специальные дипломы финалистов Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников, а также подарки от партнеров Конкурса. Диплом финалиста Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников получает каждый автор проекта, если их не более двух. Авторские коллективы более двух человек получают один диплом на группу, в котором указываются все авторы проекта. За победу в российском конкурсе старшеклассник/группа старшеклассников получает главный приз: хрустальную композицию «Золотая рыбка» и поездку и пребывание в Стокгольме для участия в международном водном конкурсе. Победитель и призеры Конкурса в основной номинации получают премии для поддержки талантливой молодежи в размере соответственно 60 тысяч рублей и по 30 тысяч рублей в соответствии с «Правилами присуждения и порядком выплаты премий для поддержки талантливой молодежи», утвержденными Министерством образования и науки РФ. Победитель и призеры основной номинации общероссийского этапа, а также победители в номинациях получают дополнительные призы.

За победу в международном конкурсе старшеклассник получает хрустальную композицию и денежный приз в размере 5 тысяч долларов США за счет средств Стокгольмского водного фонда.