Реализация немецкого опыта образования в интересах устойчивого развития на нижегородской земле

Краткое описание проекта

Целью проекта является развитие и углубление партнерских связей для решения глобальных вопросов, важных для будущего.

Сохранение биологического разнообразия на Земле является одной из главных проблем современности. Ключевая роль биосферы состоит в том, что биосфера Земли формирует все окружение человека. И небрежное отношение к ней будет означать не только подрыв пищевых и промышленных ресурсов, но и подрыв газового и водного окружения людей. В конечном счете, люди без биосферы или с плохо работающей биосферой не смогут вообще существовать на Земле. Еще А. Гумбольдт, великий немецкий мыслитель, впервые высказал представление о взаимодействии организмов между собой и с ландшафтом и климатом.

Человек в течение многих веков, и особенно в последние двести лет, выступает главным возмутителем и подавителем биосферы.

Нынешнюю пандемию короновируса и других современных эпидемий (СПИД, «куриный грипп», атипичная пневмония) можно рассматривать как включенные отрицательные обратные связи, направленные на подавление человека как источника возмущения биосферы.

Дальнейшее развитие цивилизации на прежних принципах способно привести к деградации биосферы и к исчезновению Человека. Выход из грозящего кризиса состоит не в новой экономике, а в новых научных знаниях и в новых подходах к образованию и воспитанию человека, к изменению сознания.
На систему образования в наши дни ложится огромный груз ответственности по экологизации общественного сознания. Необходимо не просто прививать детям любовь к родной природе, но и вырабатывать у них навыки глобального мышления, способность воспринимать свой малый природный мир как неотъемлемую частицу Большого земного мира, живо ощущая его уязвимое хрупкое единство и отдавая себе отчет о растущей зависимости природной среды от каждого неразумного шага цивилизации.

Россия в отличие от большинства стран мира обладает большими площадями ненарушенной природы (в России и Канаде сосредоточено более трети мирового запаса таких территорий). Сохранение биоразнообразия зависит от формирования сознания подрастающего поколения в духе любви к природе, общения с дикой природой. Этому посвящены цели образования в интересах устойчивого развития.
За 25 лет развития партнерских отношений с организациями Германии – в городе Эссене партнере Нижнего Новгорода и г.Эркнере (Бранденбург) мы получили богатый опыт реализации идей образования в интересах устойчивого развития. Это опыт Эссена – самого зеленого города Европы 2017 года, опыт лесных школ Бранденбурга, опыт зеленых классов Потсдамского университета, опыт образования в интересах устойчивого развития Высшей школы устойчивого развития в Эберсвальде, экологического центра национального парка в Штехлине (Бранденбург).

На основе этого опыта сотрудничества нашей организацией были осуществлены два проекта в Нижегородской области: Центр образования в интересах устойчивого развития в поселке Рустай, на границе южной тайги, и проект Аптекарского огорода в городе Арзамасе, на границе широколиственных и смешанных лесов.

Развитие наших партнерских связей способствует укреплению решимости использовать полученный опыт для решения глобальных вопросов, важных для будущего. Одним из важнейших глобальных вопросов, зафиксированных в двух Целях устойчивого развития ООН, является сохранение биоразнообразия, которое не может быть решено без внедрения методов образования в интересах устойчивого развития.

Настоящий проект предполагает дальнейшее развитие этих островков образования в интересах устойчивого развития путем укрепления их методической и материальной базы.

Для этого нашей организацией переведено и адаптировано пособие немецких авторов Ульфа Штейнера и Кати Гейсслер «Экологическое образование: 11 раз по-другому. Учебник для практики.». Особенностью этого издания является то, что оно ориентировано на чувственный опыт обучающихся, их активное участие в познании закономерностей жизненных процессов с включением эмоциональной рефлексии, театрализации и их художественного осмысления. Все описанные занятия дают обучающимся понимание сложности и многообразия связей живых организмов между собой и с окружающей их средой, чрезвычайной хрупкости живых организмов в дикой природе, отсутствия в круговоротах жизни такого явления как бесполезные и неиспользуемые вторично отходы. Этот подход реализует обучение через опыт реальных активных действий обучающихся. Эти занятия учат детей относиться к живым организмам и окружающей среде с большим почтением и любовью, напоминают им, что Земля прекрасна и удивительна, и жизнь на ней должна и может продолжаться долго-долго, если люди будут их любить и оберегать. Таким образом, в этом курсе заложен огромный потенциал образования в интересах устойчивого развития.

Содержание пособия раскрывает следующие разделы процессов жизни в природных условиях – в лесу, на поляне, парке, на берегу реки или озера:

Взаимоотношения между животными и их окружающей средой
Животные и растения - это члены пищевых цепей.
Все вещества связаны с круговоротами, которые Солнце приводит в движение.
Животные и растения с одинаковой средой обитания образуют тесную связь.
Огонь, вода, земля и воздух способствуют возникновению жизни.
Перемены - единственное, что в природе неизменно.
Солнце - это предпосылка для всех жизненных процессов на Земле.
Экосистема - это единство среды обитания и живых существ, в котором все составляющие соединены в единое целое.
Природные ресурсы должны использоваться бережно, чтобы будущие поколения также могли их использовать.

Охрана природы направлена на сохранение ценностей нашего культурного ландшафта.
Ландшафты почти всех европейских регионов являются результатом многовекового землепользования.
Для этого предполагается:

-Издание методического пособия по приобщению детей к природе. Основу этого методического пособия составят идеи и методики, заложенные в книгах немецких авторов:
(Umweltbildung 11mal anders. Ulf Steiner/Katja Geissler, 2003 Oekom);
(Der Mensch im globalen Ökosystem. Eine Einführung in die nachhaltige Entwicklung
P. L. Ibisch, H. Molitor, A. Conrad, H. WallGV. Mihotovic, J. Geyer, 2018 Oekom)

- изготовление оборудования для занятий с детьми на природе в двух центрах – в поселке Рустай и городе Арзамасе. При этом два центра позволят охватить школьников северной и центральной частей области в поселке Рустай, а южных районов области - в Арзамасе.
- приобретение презентационного оборудования – компьютеров, проектора, цветного принтера
- изготовление передвижного набора оборудования для занятий с детьми в летних лагерях.
- приглашение специалистов из Германии для обсуждения вопросов реализации образования в интересах устойчивого развития
-проведение всероссийской детско-юношеской экологической Ассамблеи и участие немецких специалистов в ней

Немецкие партнеры проекта

IPG KESSELBERG E.V., FLAKENSTRASSE 28, 15537 ERKNER, Deutschland, Herr HARTMUT WOLTER Deutschland, kesselberg-ev@tonline.de
Stadtverband Essener Kinder- und Jugendverbände (SEJ), Maxstr. 56 , 45127 Essen, Deutschland, info@sej-essen.de, Herr Hagen Everding, Frau Andrea Schmidt, andrea.schmidt@jugendamt.essen.de
Herr Ulf Steiner, Frau Katja Geissler, Verlag Oekom, Deutschland
Frau Heike Molitor, , Verlag Oekom, Hochschule für nachhaltige Entwicklung in Eberswalde, Deutschland, , +4933346570, http://www.hnee.de; Prof. Dr. Heike Molitor, +49 (3334) 657 336; Heike.Molitor@hnee.de

Российские партнеры проекта

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, г-жа Татьяна Кончина
Департамент инвестиционной политики, внешнеэкономических связей, предпринимательства и туризма администрации города Нижнего Новгорода. Г-н Дмитрий Никишин
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Нижний Новгород, г-жа Наталья Швечкова
Государственный биосферный заповедник «Керженский», поселок Рустай, Нижегородская область, г-н Ильдар Казаков

Выставка учебных стендов
Дерево и его составные части
Мир минералов
Мир растений
Пищевые цепи
Отношения в живой природе
Растения и животные
Солнце и жизнь
Стенд Биоразнообразие